Наталья Редреева
Нетрадиционные формы работы с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые, коллеги, хочу предложить вам свой опыт работы с родителями. На тему
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с семьёй» размещена в разделах
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Часто нам, педагогам, и родителям наших воспитанников не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, даже времени, чтобы услышать и понять друг друга и это всё отражается на воспитании наших детей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием или чистотой одеждой. Многие считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в общении с родителями по этим причинам.
• Как заинтересовать родителей в совместной работе?
• Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Ведь положительный результат, может быть достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (далее ФГОС ДО).
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей, способствует усилению их взаимоотношений.
В ходе работы с родителями я столкнулась с проблемой, взаимодействие с ними носило формальный характер : я обращалась к ним с какой-либо просьбой, либо с заданием, и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.
А также учитывая, что наш детский сад является коррекционным, мы заметили дети, с нарушением зрения испытывают сложности в общении со сверстниками, взрослыми и часто чувствуют себя уязвимыми, им трудней овладеть новой информацией. Из этого можно сделать вывод, что нашим детям вдвойне необходима помощь родителей.
Передо мной возникла проблема: что можно изменить в моем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение, а также оказать помощь нашим воспитанникам.
Для этого был создан проект Эффективность нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями.
Перед тем как начать работу над проектом, я изучила интересы и пожелания родителей при организации различных мероприятий, а также выявила возможность родителей помочь в организации образовательного процесса.
(например зачем нам объяснять детям по картинкам о профессиях, если гораздо интересней и наглядней это могут сделать наши мамы и папы.)
А также предположила, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с ними строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стала искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие.
Цель работы : поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на повышение активности родителей как участников образовательного процесса.
Для координации работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:
- найти приемы и методы взаимодействия педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения,
- расширение круга социальной недостаточности детей с нарушением зрения. Путём максимального расширения их социальных связей, через взаимодействие с родителями.
- выявить, как активное привлечение родителей к совместной работе с детьми влияет на усвоение детьми содержания данной темы.
- Установление контакта с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
Вначале работы я ожидала следующие результаты:
• У родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
• Измениться характер вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их педагогических интересов и знаний.
• Овладению родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
• Росту посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.
В ходе моего проекта я использовала следующие формы работы :
«Мастер- класс Моя мама чудо-повар.»
Цель» Вовлечь родителей в образовательный процесс, вызвать желание участвовать в жизни детей.
Задачи: развивать творческие способности, фантазию детей и взрослых; способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплачивания детей и родителей.
Для этого мы провели серию занятий по теме «Урожай», где главными героями стали мамы воспитанников. В непринужденной обстановке дети Знакомились с фруктами и овощами, через приготовление различных блюд. В ходе приготовления дети с помощью мамы не только учились готовить, узнавали о полезных свойствах, форме и цвете продукта, но и занимались творчеством.
Совместное творчество
Цель: Стимулировать всестороннее развитие ребёнка, совершенствовать его моторные навыки, формировать воображение, раскрыть творческий потенциал
Участвуя в такой форме работы дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.
Познавательная копилка
Цель: Привлечь родителей к участию в различных проектах, саеминарах и практикумах.
Родители не только получают теоретические консультации, но и овладевают практическими навыками.
(Форум по правовому воспитанию)
Пресс клуб
Цель: Раскрыть информацию о мероприятиях проведённых в группе.
Создание газеты, где охватываются все основные мероприятия
Досуговое Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
_ оздоровительных мероприятия
В ходе похода «На природу», цель которого была в сотрудничестве с семьёй формирование у них осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
-праздники с чаепитием
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет
- знакомство с профессиями родителей;
Цель: Расширять знания детей о профессиях взрослых.
Воспитывать у детей доброе, уважительное отношение к труду взрослых, стремление помогать им.
Применив на практике новую модель взаимоотношений, я увидела результаты своей работы : родители стали охотнее идти на контакт, видя мою искреннею заинтересованность в них.
можно сделать выводы:
- что если родители в совместной деятельности расширяют познания детей, то эффективность образовательного процесса увеличивается - на ребенка оказывается «двойное педагогическое воздействие
- хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей в образовательную деятельность.
Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось участвовать в совместных проектах.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна общая цель – добиться успешного результата во всестороннем развитии и воспитании наших детей.