Папки-передвижки

Педагогический опыт инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории

Инга Василенко
Педагогический опыт инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования Администрации города Губкинский Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Русалочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно – оздоровительного направления

Творческий отчет

По теме: «Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста путем сочетания технологий оздоровительной и спортивной тренировки в детском саду».

Инструктора по физической культуре Василенко Инги Сергеевны

Публикация «Педагогический опыт инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории» размещена в разделах

«Забота о здоровье детей – важнейший труд педагога»

Сухомлинский В. А. [/i]

Цель и задачи решаемые в системе.

Цель: Укрепление здоровья и совершенствование физического потенциала ребенка.

Задачи:

1. Целенаправленно подбирать те тренировочные воздействия на детский организм, которые бы способствовали адаптации детского организма на различного рода физические нагрузки.

2. Способствовать повышению тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию путем внедрения в практику работы ДОУ избранных элементов спортивно -оздоровительной тренировки.

3. Использование высоких технологий спортивно – оздоровительной тренировки как совокупных операторов деятельности по управлению процессом развития и освоения двигательных возможностей.

Наименование темы:

«Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста путем сочетания технологий оздоровительной и спортивной тренировки в детском саду»

Актуальность опыта и условия его возникновения.

Необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена следующим. С одной стороны, в общей системе дошкольного образования физическое воспитание занимает особое место, являясь важным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка. С другой стороны, сложившаяся в настоящее время в ДОУ система физического воспитания оценивается многими специалистами как недостаточно эффективная, что подтверждается излагаемыми ниже факторами.

В последние годы отмечена тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % среди контингента детей, поступающих в школу. Лишь 3 – 4 % детей дошкольного возраста являются абсолютно здоровыми, в то время как подрастающее большинство из них имеют функциональные отклонения и хронические заболевания.

До сих пор приоритетная роль в физическом воспитании дошкольника в основном отводится обучению двигательным действиям и формированию двигательных умений и

навыков и в результате упускаются наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды его возрастной эволюции. Потребность в более высокой эффективности физического воспитания вынудила практику, а вслед за ней и науку обратиться за решением проблемы к спорту и оздоровительной тренировки.

Применительно к решению задач физического воспитания детей под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации детского организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка. Цель физической тренировки ребенка определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, а специфика её содержания связана с возрастными особенностями растущего организма. Таким образом, опираясь на свойства процесса адаптации можно целенаправленно подбирать те или иные тренировочные воздействия (последовательные физические нагрузки) и регулировать их параметры (содержание, объем, интенсивность и т. п.)

Необходимость использования оздоровительной тренировки в физическом воспитании детей дошкольного возраста сегодня признается многими специалистами. Это связанно прежде всего, с тем, что методика проведения занятий по физической культуре, сложившаяся в системе дошкольного образования, направлена, главным образом на освоение двигательных навыков, и по своей физической нагрузке недостаточна для достижения тренированности организма детей и оптимального уровня физической подготовленности. При планировании содержания физического воспитания преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие, разностороннее воздействия, на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающих тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Данные факты послужили стимулом для формирования личного педагогического опыта.

Методику работы с использованием спортивно – оздоровительной тренировки я использую в работе в течение трех лет. Ознакомившись с основными методами и приёмами данной методики я начала применять её в различных двигательных режимах. Уже второй год принимаю активное участие в организации работы экспериментальной площадки по теме «Педагогическая система формирования здоровья детей средствами физического воспитания в условиях ДОУ».

В начале работы выявились противоречия и затруднения.

- Между условиями проведения занятий по физической культуре в ДОУ и степенью требования к их организации нет полного соответствия что, несомненно, снижает эффективность физического воспитания.

- Между резким снижением уровня физического и функционального развития детей в

настоящее время и предъявленными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, предусмотренные типовой программой.

- Слабая технологическая вооруженность и недостаточная эффективность практики физического воспитания, наряду с резким снижением уровня здоровья населения России с одной стороны, приоритет здоровья в рамках программы социального развития физической культуры - с другой.

Теоретическая интерпретация опыта.

1. Сущность опыта состоит в усовершенствовании, удачном сочетании и эффективном использовании методов и приемов спортивно – оздоровительной тренировки с детьми в различных двигательных режимах в ДОУ.

2. Условия формирования опыта.

Термин «тренировка», применяющийся в различных областях человеческой деятельности, в наиболее общем виде рассматривается как процесс функционального совершенствования организма с целью приспособления его путем систематических упражнений к повышенным требованиям при выполнении определенной работы (Н. Волков,1994). Наряду с термином «спортивная тренировка» в настоящее время широкое распространение получили термины «физическая тренировка» (Е. Б. Мякинченко, 2000г.) и «оздоровительная тренировка» (Т. А. Кравчук, 1996г., а применительно к физическому воспитанию детей дошкольного возраста некоторые авторы оперируют терминами «занятие тренирующей направленности» (Е. А. Пимонова, 1989г., «тренировочное занятие» (М. А. Руновова, 2000г.)

В. К. Бальсевич (2000г.) отмечает, что отдельные принципиальные положения теории и методики спортивной тренировки могут и должны быть использованы уже во всех сферах физического воспитания (в том числе и в дошкольном, так как только на основе тренировки можно изменить физическое состояние человека.

Эту методику я использую во всех возрастных группах. Если во второй младшей группе я включаю только отдельные её элементы, то начиная со средней группы, руководствуясь этой методикой, я провожу физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, секционные занятия по акробатике и тренажерам, различные спортивные праздники и развлечения.

Основное направление деятельности – физкультурно – оздоровительное.

С детьми провожу в системе коррекционную работу над развитием движения и мониторинг физического и функционального состояния здоровья.

Эту работу я веду совместно с методистом детского сада, музыкальным руководителем, психологом, медицинской сестрой и воспитателями. Материально – техническая база в

достаточной степени соответствует использованию методики спортивно – оздоровительной тренировки с детьми.

3. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Целенаправленное и систематическое проведение различных видов спортивно – оздоровительной тренировки с использованием эффективных методов и приемов, будет способствовать улучшению физического и функционального развития, физической подготовленности детей, а также повысит у них интерес к занятиям физической культурой.

4. Теоретическая база опыта.

С биологической точки зрения тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействиям физических нагрузок (Н. И. Волков, 1986г.) В основе адаптации организма к физическим нагрузкам лежат возникающие в результате систематической тренировки изменения в различных органах и тканях организма человека, происходит совершенствование нервной, гормональной и автономной клеточной регуляции функций. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты Они проявляются в улучшении разнообразных функций организма и как следствие в повышении физической подготовленности занимающегося (Я. М. Коц, 1986г.)

Таким образом, как указывает В. К. Бальсевич, адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки является биологической основой тренировочного эффекта.

В результате занятий с использованием метода спортивно – оздоровительной тренировки в организме детей происходит целый ряд изменений, имеющих большое значение для повышения его жизнеспособности и устойчивости к действию различных факторов внешней среды.

Физическое развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. Дошкольное образовательное учреждение «Русалочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно – оздоровительного направления, в котором я работаю, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья дошкольников.

Работу по физическому воспитанию я начинаю с постановки цели, выявления умений и навыков у детей, три раза в год проводится диагностика физической подготовленности и определяются параметры их физического и функционального развития. Исходя из результатов диагностики планируется система физических нагрузок в двигательной деятельности в следующих направлениях:

- работа с детьми (фронтальная и индивидуальная);

- работа с родителями;

- работа с другими специалистами.

Первое направление работы – работа с детьми. Она включает в себя утреннюю гимнастику, фронтальные и индивидуальные занятия, секционные занятия по акробатике и тренажерам, упражнения циклического характера во время прогулки на свежем воздухе, спортивные развлечения и праздники, проведение «Недель здоровья», участие в общегородской спартакиаде «Старты надежд», показательные выступления с акробатическими номерами, совместная работа со школой.

Второе направление – работа с родителями, которая проходит в форме индивидуальных бесед, консультаций, выступлений на родительских занятиях, совместных развлечений, домашних заданий, различных стендов и фотовыставок, анкетирования, а также посещение секционных занятий по акробатике (по желанию родителей).

По третьему направлению осуществляется взаимодействие с воспитателями, музыкальным руководителем и психологом через консультации, беседы, интегрированные занятия, совместные развлечения, выступления на педсоветах и методических объединениях педагогов. Медицинская сестра постоянно осуществляет медико – педагогические наблюдения на физкультурных занятиях.

5. Новизна опыта.

В физическом воспитании школьников метод оздоровительной тренировки стал применяться с 60 – х годов прошлого столетия и в дальнейшем продолжал совершенствоваться и видоизменяться. В работе по физической культуре с дошкольниками впервые оперируется терминами «тренировочное занятие» М. А. Рунова (2000г.) занятие тренирующей направленности А. М. Воропаев (1989г.)

Адаптация предложенных методик и программ к условиям ДОУ.

Разработка:

1. Являюсь автором программы для секционной работы с детьми дошкольного возраста «Юный акробат»;

2. Являюсь соавтором программы «В нашем саду я здоровым расту».

3. Публикация статьи «Акробатика в детском саду» в сборнике научных трудов.

4. Обобщен опыт работы на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября».

5. Представлен педагогический опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

6. Размещен педагогический опыт на сайте в «Сетевом городе».

7. Принимаю активное участие в организации работы экспериментальной площадки по теме «Педагогическая система формирования здоровья детей средствами физического воспитания, в условиях ДОУ». В рамках этой системы разработан двигательный режим для каждой возрастной группы, а также разработана система средств физического воспитания, направленных на формирование здоровья детей, что позволила отразиться положительно на динамике прироста показателей в двигательных тестах, который составил в 2015 – 2016 году 11 % (выносливость, быстрота, скоростно – силовые, гибкость, координация).

Также уже второй год в рамках эксперимента, мониторинг здоровья и физического развития детей проводится с углубленным изучением.

Наряду с оценкой состояния здоровья и физического развития детей в начале и в конце учебного года стали проводиться измерения жизненной ёмкости легких (спирометрия, определения силы рук (динамометрия, и измерение двигательной активности детей (с помощью шагомера) в различные режимные моменты и в разные отрезки дня. Для чего были приобретены заранее следующие приборы для измерения: динамометр, спирометр, шагомеры. По результатам тестирования функциональных возможностей организма определяется объем нагрузки на физкультурных занятиях для каждого ребенка отдельно. После второго обследования (в конце учебного года) проводится анализ эффективности воздействия различных средств физического воспитания по тем или иным показателям и планируется дальнейшая работа с учетом недостатков и перераспределения детей по группам здоровья.

6. Продуктивность опыта.

Используя технологии спортивно – оздоровительной тренировки опыт наблюдается с октября 2014 года. Я обратила внимание, что наши ребятишки меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. Дети по сравнению с предыдущим временем стали более ловкими, выносливыми, сильными. Такие показатели, как гибкость, скоростная сила, ловкость, прыгучесть стали на более высоком уровне. Спортивно – оздоровительная тренировка способствует общему физическому развитию, уменьшению заболеваемости и повышению функциональных возможностей человека, что видно непосредственно по результатам диагностики физической подготовленности детей - за три года результатам мониторинга за состоянием здоровья и физического развития детей (за 2 года).

Используя результаты диагностики за последние три года, можно говорить о стабильно высоких результатах физической подготовленности детей в ДОУ, которая подтверждает правильность организации физического воспитания в детском саду. Эффект от

систематических и целенаправленных занятий проявляется в завоеваниях дошкольниками за последние годы призовых мест на соревнованиях. Воспитанники являются победителями городской спартакиады «Старты надежд» 2014 год – 2 место; 2015 год – 3 место; 2016 год – 2 место.

Уже много лет в детском саду провожу секционные занятия по акробатике, используя авторскую программу «Юный акробат». Эти занятия пользуются большой популярностью среди родителей и детей. Юные акробаты ДОУ – активные участники многих спортивно – массовых и культурных мероприятий, проводимых в г. Губкинском (Грамоты, дипломы, кубки, статьи в газете «Губкинская неделя», видеоролик в программе «Векторинформ» «Сердце отдаю детям»). 105 детей занимаются в секции «Акробатика», которая предоставляется как платная дополнительная образовательная услуга.

Отдельно хочется сказать о совместной работе школа – детский сад. Уже два года работаю в летний период в пришкольном лагере физкультурным руководителем и воспитателем, в котором я с успехом занимаюсь с детьми физкультурно –оздоровительной работой.

С 6 по 10 октября 2015 года прошла обучение по программе - «Младший судья Фрироуп», получила сертификат и неоднократно принимала участие в судействе городских соревнований и проведения Фестиваля по фрироупу между школьниками и городской молодёжью. В дальнейшей работе планируется провести соревнования по фрироупу на любительской дистанции между подготовительной группой нашего детского сада и учениками начальных классов средней школы №1.

7. Трудоемкость опыта.

Спортивно – оздоровительная работа с дошкольниками в разных возрастных группах является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Опыт показывает, что одни и те же упражнения, повторяющиеся от занятия к занятию, быстро надоедают ребенку, поэтому данный вид деятельности часто становится неинтересен детям, то есть отсутствует мотивация. В связи с этим трудоемкость опыта заключается в затратах времени на подбор и совершенствование эффективных методов и приемов в работе с детьми.

Работу в данном направлении нельзя считать оконченной. Необходимо решить в ходе работы экспериментальной площадки следующие проблемы:

1. Найти наиболее эффективные пути повышения функциональных показателей (жизненной ёмкости легких, динамометрии, особенно в старших возрастных группах.

2. Необходимо включать в различные двигательные режимы больше упражнений циклического характера, повышающий уровень двигательной активности детей.

3. Необходимо разработать систему физкультурно – оздоровительных упражнений,

используя нетрадиционные виды гимнастики.

4. необходимо разработать комплексы дыхательной гимнастики и самомассажа.

5. Отслеживать результативность работы с выпускниками в течение последующих 2 лет.

Считаю, что проведенные таким образом мероприятия помогут активизировать физкультурно – оздоровительную работу у дошкольников.

Заключение. Проводимая физкультурно – оздоровительная работа в детском саду за последние три года считаю успешной.

Движения в любой форме, адекватны физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность методики занятий тренировочного типа. По моему мнению, одним из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию в ДОУ является применение спортивно – оздоровительной тренировки.

Возникшие в ходе работы трудности будут преодолены.

Многие выпускники секции «Юный акробат» продолжают и дальше посещать различные спортивные кружки в городе: СОК «Ямал» (спортивная акробатика); бассейн; секцию каратэ и единоборств; народные танцы «Северное сияние»; ДК «Факел» (спортивно - эстрадные танцы «Серпантин»).

Планирую использовать новейшие технологии оздоровления детей, применять и внедрять в своей деятельности современные достижения и разработки в области дошкольного физического воспитания.

Опыт моей работы с детьми можно рекомендовать инструкторам по физической культуре дошкольных учреждений любого типа.

Список литературы.

1) Шарманова С. Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. Челябинск, 2001.

2) Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей 3 – 7 лет: Методическое пособие. М., 2003

3) Маханева М. А. Воспитание здорового ребенка: Методическое пособие. М. 2000.

4) Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Методическое пособие. М. 2000.

Публикации по теме:

Аналитический отчет инструктора по физической культуре Аналитический отчет инструктора по физической культуре МАДОУ д/с к/в №15 Чуевой Елены Александровны 2016-2017 учебный год В нашем детском.

Аттестационный материал инструктора по физической культуре МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «СОЛНЫШКО» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА СТ. ЗМЕЙСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Педагогический опыт инструктора по физической культуре «Танец — путь к здоровью» Районный профессиональный конкурс «Учитель года – 2018» номинация: «Воспитатель года» Педагогический опыт «Танец – путь к здоровью».

Портфолио инструктора по физической культуре Портфолио инструктора по физической культуре Морозовой Надежды Николаевны Инструктор по физической культуре в МБДОУ ДС №13 «Родничок»,.

Портфолио инструктора по физической культуре, хореографа Иванова Анна Валерьевна Дата рождения: 03.07.1983 E-mail: ivanova.anya0307@yandex.ru Адрес: г. Цимлянск, Цимлянский район Место работы:.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре «Единственная красота, которую я знаю, -это здоровье» Генрих Гейне, немецкий поэт Бойко Светлана Владимировна Год рождения: 18 октября.

Портфолио инструктора по физической культуреПортфолио инструктора по физической культуре Инструктор по физической культуре 1. Ф. И. О. Зыкова Любовь Васильевна 2. Дата рождения: 23 мая 1959 г. 3. Образование: среднее специальное.

Представление инструктора по физической культуре ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на …., инструктора по физической культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Портфолио воспитателя первой квалификационной категории ШАРАФУТДИНОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНАвоспитатель первой квалификационной категории ОБО МНЕ- образование: среднее профессиональное, Нефтекамское.

Эссе инструктора по физической культуре «Исключительное счастье человека — быть при своем постоянном любимом деле» В. И. Немирович-Данченко Я работаю в детском саду инструктором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 12:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт инструктора по физической культуре высшей квалификационной категории» (включая файлы) размещена пользователем Инга Василенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД