МААМ-картинки

Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы»

Татьяна Кузьмина
Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность и перспективность опыта

Духовно-нравственное воспитание-это усвоение высоких моральных норм, традиций, семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей. В нравственном воспитании современных детей появились отрицательные тенденции: где книги ушли на последний план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, которые смотрят дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой.

Публикация «Педагогический опыт „Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы“» размещена в разделах

Поэтому на современном этапе развития духовно-нравственное воспитание является одной их важнейших задач в воспитании дошкольников.

Воспитание духовно-нравственных качеств нужно начинать с раннего детства, чтобы моральные ценности, стали внутренними стимулами. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей сопереживать.

Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление.

Условия возникновения опыта

Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников, всегда была одна из актуальных проблем, а в современном мире она приобретает особое значение.

В нашей стране происходит оскудение нравственных качеств. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы никогда не представляла такой актуальной как сегодня.

Принимая во внимание актуальность проблемы, мною была определена тема реализации данного опыта : «Духовно-нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы».

Теоретическая база опыта

Воспитанию нравственных качеств посредством художественной литературы в истории зарубежной педагогики уделяется большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. Н. Г. Чернышевского говорится, что дети со стороны взрослых, друзей рано начинают чувствовать доброту и чутко реагируют на проявления добра и недоброжелательности.

В советской педагогике главное место отдавал вопросу о воспитании нравственных качеств художественной литературой ребенка Сухомлинский В. А. Он считал, что важно с самого детства воспитывать чувства ребенка, приводить примеры добрых нравственных поступков из жизни сказочных героев.

Определить правильный путь по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей помогли идеи русских философов и педагогов : И. А. Ильина, Е. А. Флериной, О. С. Ушаковой, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой, А. М. Бородич, М. М. Алексеевой. Они придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека.

Поэтому, из выше изложенного можно сказать, что теоретический аспект проблемы духовно-нравственного воспитания детей посредством чтения художественной литературы освещён в литературе достаточно подробно, где требуется практического исследования.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в подборе системы методов и приёмов с использованием различных игр, подбор художественной литературы, направленных на формирование духовно-нравственного воспитания детей посредством художественной литературы.

Технология опыта

Цель педагогического опыта – создание условий для развития личности дошкольников.

Задачи:

создать предметно-развивающуй среду для духовно-нравственного развития детей;

воспитывать у детей чуткость к художественному слову;

оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей. привлечь их к участию в воспитательно-образовательный процесс детского сада;

развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни;

помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень и т. д.);

развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями;

Свой опыт работы я проводила в трех этапах:

1 этап – подготовительный

Подготовительный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня знаний и умений профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста.

2 этап – основной

Составление картотеки дидактических игр по сказкам.

Беседы, интегративные занятия, сюжетно-ролевые игры. Ремонт книжек, чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов по сказкам, литературные викторины, конкурсы, олимпиады. Родительское собрание (презентация, консультация, круглый стол, анкетирование родителей, оформление наглядной информации в уголке для родителей.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов и результатов работы.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов:

Подготовительный этап я начала с диагностического обследования

дошкольников. Уровень знаний у детей я оценивала по следующим критериям:

- у детей формируется ценностное отношение к книгам;

- вырос интерес к чтению художественной литературы, развивается эмоциональная впечатлительность;

- дети стали дружелюбны к друзьям и окружающему миру;

- у детей развиты представления нравственных качеств (добро и зло, честность, смелость, щедрость);

- имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать.

Проводя диагностическое обследование, было выявлено, что у детей недостаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Дети с трудом понимают смысл поведения героев. Не вслушиваются в ритм поэтического текста. У детей отсутствуют нравственные ценности, такие как сострадание, забота о близких.

Уровни:

Низкий. Отсутствует интерес к чтению художественных произведений. Дошкольник не понимает смысл поведения героев. Не вслушивается в ритм поэтического текста. Не имеет представления о нравственных ценностях, такие как сострадание, забота о близких. - 74% (2020г.)

Средний. У дошкольника недостаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Начинает понимать смысл поведения героев. Слегка вслушиваются в ритм поэтического текста. Имеет представления о нравственных ценностях, такие как сострадание, забота о близких– 24%(2020г.)

Высокий. У Дошкольника достаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Легко понимает смысл поведения героев. Вслушиваются в ритм поэтического текста. Может рассказать о нравственных ценностях, такие как сострадание, забота о близких. - 2 %(2020г.)

Поэтому я пришла к выводу, что детям нелегко дается понимать смысл поведения героев. Дошкольникам необходимо развивать интерес к чтению художественных произведений. Сформировать нравственные ценности, такие как сострадание, забота о близких.

Основной этап я начала с того, что подготовила презентацию по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством чтения художественной литературы. Мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую включила игры по сказкам К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена, по сказкам народов мира и эти игры я использую на занятиях по художественной литературы. Также проводила игры – на звукоподражание, небылицы, придумывала задания: «Угадай сказочного героя», «Нарисуй то, что тебе понравилось». В работе с детьми я использую игры-инсценировки, игры-упражнения, коллективные игры-занятия, сюжетно-ролевые игры. Благодаря этим играм решались разные задачи. Исходя из этого с детьми организовывала игры-драматизации по литературным сюжетам. Совместно с воспитанниками принимала участие в конкурсах по данной теме: блиц-олимпиада «Сказки, проверенные временем», всероссийская викторина «Русские народные сказки», международная викторина для дошкольников

«Сказки зарубежных писателей» -результат 70%, 03.06.2020г. Были проведены конкурсы рисунков детей: «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой».

Конкурс «Мир сказок К. И. Чуковского» -1 место, 31.03.2022г.

Конкурс «Моя семья-моё богатство», июль 2020г.

Сценарии образовательных событий и мероприятий публикую на образовательном портале Маам и педагогическом сообществе детский сад «Сказка» в соцсети Контакт: инсценировка сказки «Три медведя», 21.04.2022г;

«Теремок», 21.03.2022г.

Открытое занятие на тему: «Обучение рассказыванию в старшей группе», 04.12.2019г.

Статья «Культурное наследие у дошкольников» - журнал «Вестник дошкольного образования", 01.07.2022г.

Приобщая детей к художественной литературе, я подбирала такие

произведения, в которых можно было восхищаться героями, подражать им, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Поэтому систематически читала и рассказывала детям русские народные сказки, как «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Зимовье», «Колобок» и др. Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а значит, их смело я использую в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей, такие как: «Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала» и многие другие. Чтение художественных произведений я сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогают детям понять смысл произведения. Подбирала яркие книги, начиная с переплета, печати, иллюстраций; доступные по образам, по силе выраженных чувств, языку. Все это позволяет глубже воздействовать на чувства ребенка, способствует хорошо запоминать текст. В этом случае помогает спокойный тон и, конечно же, улыбка. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Мною было проведено анкетирование среди родителей. В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Старалась не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых выкладывала консультации: «Роль книги в духовно-нравственном воспитании дошкольников», «Чтобы дети росли добрыми», «Как привить детям любовь к чтению». Также составляла список литературы для родителей для совместного семейного чтения. Уделяла особое внимание индивидуальной работе с родителями. Проводила «душевные разговоры», предлагала памятки, где темы выбирали сами родители через «Книгу предложений».

В результате приобщения воспитанников к чтению на практике убедилась, что художественные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного развития ребёнка, прививают любовь к нашей культуре.

Анализ результативности

На заключительном этапе работы по художественной литературе, я провела итоговую диагностику по выявлению полученных знаний. Уровень знаний оценивала по тем же критериям, что и на подготовительном этапе:

- у детей формируется ценностное отношение к книгам;

- вырос интерес к чтению художественной литературы, развивается эмоциональная впечатлительность;

- дети стали дружелюбны к друзьям и окружающему миру;

- у детей развиты представления нравственных качеств (добро и зло, честность, смелость, щедрость);

- имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать;

В результате систематической работы по духовно-нравственному воспитанию дети получают представления о добре, храбрости, трудолюбии, честности. К концу дошкольного возраста дети владеют необходимыми знаниями и представлениями о духовно- нравственном воспитании, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость.

Трудности

Проблема приобщения дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, т. к. в наше современное время книги ушли на второй план. Их место стал занимать экран телевизора и компьютер. В таком случае, страдают, прежде всего дети, чтение у них уходит на последний план.

Многие дети не знают героев сказок, а персонажи сказок не всегда отличаются нравственной чистотой. Поэтому перед воспитателем стоит важная задача приобщить ребёнка к чтению.

Адресная направленность

Весь материал по формированию духовно-нравственного воспитания посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста, может быть использован в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Информацию о накопленном мною опыте, представляю также и на сайте маам.

Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы», 14.04.2022г.

https://www.maam.ru/detskijsad/-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-chtenija-hudozhestvenoi-literatury.html

Сценарий развлечения для детей раннего возраста «В гостях у сказок», 22.05.2022г.

https://www.maam.ru/detskijsad/-v-gostjah-u-skazok.html

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием»,02.03.2022г.

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-kulturnoe-nasledie.html

Персональная страничка: https://www.maam.ru/users/659319

Литература :

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.

2. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ; ТЦ Сфера,2009.

3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.

4. Интернет-ресурсы.

5. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников, Методическое пособие. -М. ;2011

6. Иванова Э. И. : «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

7. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010г.

8. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2013г.

Журналы:

1. «Дошкольное воспитание»

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей)Список художественной литературы для чтения 6–7 летним детям (рекомендации для родителей) Уважаемые Родители! В соответствии с требованиями ФГОС (федеральным государственным стандартом, предлагаем Вам познакомиться со списком.

Список художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителямСписок художественной литературы для чтения детям 4–5 лет в помощь родителям Уважаемые коллеги, всем Вам известен тот факт, что современные родители меньше стали читать детям книги. А родители, которые читают детям,.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 10:23
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузьмина (УИ 659319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД