Татьяна Кузьмина
Педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта
Духовно-нравственное воспитание-это усвоение высоких моральных норм, традиций, семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей. В нравственном воспитании современных детей появились отрицательные тенденции: где книги ушли на последний план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, которые смотрят дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой.
Публикация «Педагогический опыт „Духовно-нравственное воспитание посредсвом чтения художественной литературы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Поэтому на современном этапе развития духовно-нравственное воспитание является одной их важнейших задач в воспитании дошкольников.
Воспитание духовно-нравственных качеств нужно начинать с раннего детства, чтобы моральные ценности, стали внутренними стимулами. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая раскрывает внутренний мир героев, заставляет детей сопереживать.
Художественная литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление.
Условия возникновения опыта
Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников, всегда была одна из актуальных проблем, а в современном мире она приобретает особое значение.
В нашей стране происходит оскудение нравственных качеств. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы никогда не представляла такой актуальной как сегодня.
Принимая во внимание актуальность проблемы, мною была определена тема реализации данного опыта : «Духовно-нравственное воспитание посредством чтения художественной литературы».
Теоретическая база опыта
Воспитанию нравственных качеств посредством художественной литературы в истории зарубежной педагогики уделяется большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. Н. Г. Чернышевского говорится, что дети со стороны взрослых, друзей рано начинают чувствовать доброту и чутко реагируют на проявления добра и недоброжелательности.
В советской педагогике главное место отдавал вопросу о воспитании нравственных качеств художественной литературой ребенка Сухомлинский В. А. Он считал, что важно с самого детства воспитывать чувства ребенка, приводить примеры добрых нравственных поступков из жизни сказочных героев.
Определить правильный путь по использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей помогли идеи русских философов и педагогов : И. А. Ильина, Е. А. Флериной, О. С. Ушаковой, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой, А. М. Бородич, М. М. Алексеевой. Они придавали огромное значение личностной культуре для духовно-нравственного развития человека.
Поэтому, из выше изложенного можно сказать, что теоретический аспект проблемы духовно-нравственного воспитания детей посредством чтения художественной литературы освещён в литературе достаточно подробно, где требуется практического исследования.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в подборе системы методов и приёмов с использованием различных игр, подбор художественной литературы, направленных на формирование духовно-нравственного воспитания детей посредством художественной литературы.
Технология опыта
Цель педагогического опыта – создание условий для развития личности дошкольников.
Задачи:
создать предметно-развивающуй среду для духовно-нравственного развития детей;
воспитывать у детей чуткость к художественному слову;
оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей. привлечь их к участию в воспитательно-образовательный процесс детского сада;
развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни;
помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень и т. д.);
развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями;
Свой опыт работы я проводила в трех этапах:
1 этап – подготовительный
Подготовительный этап предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня знаний и умений профессиональной деятельности у детей дошкольного возраста.
2 этап – основной
Составление картотеки дидактических игр по сказкам.
Беседы, интегративные занятия, сюжетно-ролевые игры. Ремонт книжек, чтение художественной литературы. Просмотр мультфильмов по сказкам, литературные викторины, конкурсы, олимпиады. Родительское собрание (презентация, консультация, круглый стол, анкетирование родителей, оформление наглядной информации в уголке для родителей.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов и результатов работы.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов:
Подготовительный этап я начала с диагностического обследования
дошкольников. Уровень знаний у детей я оценивала по следующим критериям:
- у детей формируется ценностное отношение к книгам;
- вырос интерес к чтению художественной литературы, развивается эмоциональная впечатлительность;
- дети стали дружелюбны к друзьям и окружающему миру;
- у детей развиты представления нравственных качеств (добро и зло, честность, смелость, щедрость);
- имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать.
Проводя диагностическое обследование, было выявлено, что у детей недостаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Дети с трудом понимают смысл поведения героев. Не вслушиваются в ритм поэтического текста. У детей отсутствуют нравственные ценности, такие как сострадание, забота о близких.
Уровни:
Низкий. Отсутствует интерес к чтению художественных произведений. Дошкольник не понимает смысл поведения героев. Не вслушивается в ритм поэтического текста. Не имеет представления о нравственных ценностях, такие как сострадание, забота о близких. - 74% (2020г.)
Средний. У дошкольника недостаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Начинает понимать смысл поведения героев. Слегка вслушиваются в ритм поэтического текста. Имеет представления о нравственных ценностях, такие как сострадание, забота о близких– 24%(2020г.)
Высокий. У Дошкольника достаточно развит интерес к чтению художественных произведений. Легко понимает смысл поведения героев. Вслушиваются в ритм поэтического текста. Может рассказать о нравственных ценностях, такие как сострадание, забота о близких. - 2 %(2020г.)
Поэтому я пришла к выводу, что детям нелегко дается понимать смысл поведения героев. Дошкольникам необходимо развивать интерес к чтению художественных произведений. Сформировать нравственные ценности, такие как сострадание, забота о близких.
Основной этап я начала с того, что подготовила презентацию по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством чтения художественной литературы. Мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую включила игры по сказкам К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена, по сказкам народов мира и эти игры я использую на занятиях по художественной литературы. Также проводила игры – на звукоподражание, небылицы, придумывала задания: «Угадай сказочного героя», «Нарисуй то, что тебе понравилось». В работе с детьми я использую игры-инсценировки, игры-упражнения, коллективные игры-занятия, сюжетно-ролевые игры. Благодаря этим играм решались разные задачи. Исходя из этого с детьми организовывала игры-драматизации по литературным сюжетам. Совместно с воспитанниками принимала участие в конкурсах по данной теме: блиц-олимпиада «Сказки, проверенные временем», всероссийская викторина «Русские народные сказки», международная викторина для дошкольников
«Сказки зарубежных писателей» -результат 70%, 03.06.2020г. Были проведены конкурсы рисунков детей: «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой».
Конкурс «Мир сказок К. И. Чуковского» -1 место, 31.03.2022г.
Конкурс «Моя семья-моё богатство», июль 2020г.
Сценарии образовательных событий и мероприятий публикую на образовательном портале Маам и педагогическом сообществе детский сад «Сказка» в соцсети Контакт: инсценировка сказки «Три медведя», 21.04.2022г;
«Теремок», 21.03.2022г.
Открытое занятие на тему: «Обучение рассказыванию в старшей группе», 04.12.2019г.
Статья «Культурное наследие у дошкольников» - журнал «Вестник дошкольного образования", 01.07.2022г.
Приобщая детей к художественной литературе, я подбирала такие
произведения, в которых можно было восхищаться героями, подражать им, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Поэтому систематически читала и рассказывала детям русские народные сказки, как «Волк и семеро козлят», «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Зимовье», «Колобок» и др. Есть сказки, которые целиком посвящены духовно-нравственным проблемам, а значит, их смело я использую в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей, такие как: «Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Как собака друга искала» и многие другие. Чтение художественных произведений я сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогают детям понять смысл произведения. Подбирала яркие книги, начиная с переплета, печати, иллюстраций; доступные по образам, по силе выраженных чувств, языку. Все это позволяет глубже воздействовать на чувства ребенка, способствует хорошо запоминать текст. В этом случае помогает спокойный тон и, конечно же, улыбка. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Мною было проведено анкетирование среди родителей. В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Старалась не ограничиваться только традиционными формами (беседы, собрания) работы. Большой популярностью пользовались информационные стенды, групповые уголки, папки-передвижки, в которых выкладывала консультации: «Роль книги в духовно-нравственном воспитании дошкольников», «Чтобы дети росли добрыми», «Как привить детям любовь к чтению». Также составляла список литературы для родителей для совместного семейного чтения. Уделяла особое внимание индивидуальной работе с родителями. Проводила «душевные разговоры», предлагала памятки, где темы выбирали сами родители через «Книгу предложений».
В результате приобщения воспитанников к чтению на практике убедилась, что художественные произведения являются богатейшим источником духовно-нравственного развития ребёнка, прививают любовь к нашей культуре.
Анализ результативности
На заключительном этапе работы по художественной литературе, я провела итоговую диагностику по выявлению полученных знаний. Уровень знаний оценивала по тем же критериям, что и на подготовительном этапе:
- у детей формируется ценностное отношение к книгам;
- вырос интерес к чтению художественной литературы, развивается эмоциональная впечатлительность;
- дети стали дружелюбны к друзьям и окружающему миру;
- у детей развиты представления нравственных качеств (добро и зло, честность, смелость, щедрость);
- имеют навык обоснования выбор нравственных и безнравственных поступков, способны эмоционально переживать;
В результате систематической работы по духовно-нравственному воспитанию дети получают представления о добре, храбрости, трудолюбии, честности. К концу дошкольного возраста дети владеют необходимыми знаниями и представлениями о духовно- нравственном воспитании, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость.
Трудности
Проблема приобщения дошкольного возраста к художественной литературе является актуальной, т. к. в наше современное время книги ушли на второй план. Их место стал занимать экран телевизора и компьютер. В таком случае, страдают, прежде всего дети, чтение у них уходит на последний план.
Многие дети не знают героев сказок, а персонажи сказок не всегда отличаются нравственной чистотой. Поэтому перед воспитателем стоит важная задача приобщить ребёнка к чтению.
Адресная направленность
Весь материал по формированию духовно-нравственного воспитания посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста, может быть использован в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Информацию о накопленном мною опыте, представляю также и на сайте маам.
Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы», 14.04.2022г.
https://www.maam.ru/detskijsad/-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-doshkolnikov-posredstvom-chtenija-hudozhestvenoi-literatury.html
Сценарий развлечения для детей раннего возраста «В гостях у сказок», 22.05.2022г.
https://www.maam.ru/detskijsad/-v-gostjah-u-skazok.html
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурным наследием»,02.03.2022г.
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-duhovno-nravstvenoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-kulturnoe-nasledie.html
Персональная страничка: https://www.maam.ru/users/659319
Литература :
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003.
2. Маханева М. Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ; ТЦ Сфера,2009.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008.
4. Интернет-ресурсы.
5. Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников, Методическое пособие. -М. ;2011
6. Иванова Э. И. : «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
7. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Владос, 2010г.
8. Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2013г.
Журналы:
1. «Дошкольное воспитание»