Людмила Тихонова
Педагогический опрос воспитателя
1. Назовите основные показатели психического развития детей младшего дошкольного возраста, и на что должны обращать внимание педагоги в процессе воспитания детей данного возраста.
Ответ: Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития ребенка. Появляется повышенная активность, усиливается целенаправленность, становятся более четкими координационные движения. В этом возрасте происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, особенно с окружающими его людьми: взрослыми и сверстниками.
Публикация «Педагогический опрос воспитателя» размещена в разделах
Воспитатель должен обращать внимание на достижения ребенка в процессе игры, поведении, различных видах деятельности, привлекая ребенка к выполнению заданий, умело, переключая его с деятельности на деятельность, не перегружая.
В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» у детей этого возраста появляются вопросы "почему?", это и есть огромная характерная черта этого возраста.
Так же особенности активно развивается потребность в общении со сверстниками. Дети впервые объединяются для того, чтобы поиграть и разнообразить игру. Каждый ребенок определяется для себя роли и подчиняет им свое поведение.
2. Назовите основные показатели психического развития детей среднего (дошкольного) возраста, и на что должны обращать внимание педагоги в процессе воспитания детей данного возраста.
Ответ: Средний дошкольный возраст характеризуется основным видом деятельности – игрой. Особенность возраста – бурный расцвет фантазий. Ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Источники таких фантазий могут быть весьма различны: яркий сон, который ребенок принял за действительность, или это может быть выражение его тайных желаний, или стремление справиться с какими-то страхами. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии. Необходимо читать и рассказывать детям волшебные сказки, в которых отчетливо выделены хорошие и плохие герои. Не спешить показывать иллюстрации к сказкам, пусть ребенок представит своего сказочного героя. У детей 4-5 лет возрастает стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
Воспитателю необходимо обращать особое внимание личностному общению с ребенком. Это возраст «почемучек». Быть терпеливым и внимательным к проблемам ребенка, чтобы снова и снова отвечать ему на его вопросы. Возраст «почемучек» самый благодатный для развития восприятия окружающего мира, для развития понятийного аппарата ребенка. Готовность «на равных» обсуждать с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в деятельность, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Ребенок учится нас, взрослых, уважать!
3. Назовите основные показатели психического развития детей старшего дошкольного возраста, и на что должны обращать внимание педагоги в процессе воспитания детей данного возраста.
Ответ: Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесному мышлению. Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности. Детей старшего дошкольного возраста отличает планомерность анализа, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению. Особенности развития мышления в период дошкольного детства проявляются в переходе от наглядного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, от конкретного к проблемному, что отражается в гибкости, самостоятельности и продуктивности мышления. Новообразованием является новый этап освоения речи: речь из ситуативной становится контекстной; развивается регулирующая функция речи, которая помогает регулировать деятельность и поведение; складываются планирующая и инструктивные функции речи, проявляющиеся сначала в игровой, а затем и в учебной деятельности; совершенствуется звуковая сторона речевой деятельности: преодолеваются дефекты звукопроизношения, ребенок различает сходные звуки на слух и в собственной речи, происходит овладение звуковым анализом слов; совершенствуется смысловая сторона речевой деятельности: обогащается словарный запас, появляется лексическая вариативность, формируется связность речи, дети овладевают монологом. Происходит развитие у ребенка навыков произвольного поведения. У старших дошкольников активно формируются нравственно-этические или личностные категории. Достаточно хорошо ими понимаются нормы и правила поведения, но не всегда еще достаточна эмоциональная регуляция.
Воспитателю необходимо знать, что при подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения.
Воспитателю необходимо планировать в воспитательно – образовательном процессе эффективные формы и методы работы, включающие следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся в разных видах активности.
2) Регуляционный компонент, проявляющийся в умении планировать, программировать и контролировать психическую деятельность.
3) Операционный компонент, то есть наличие сформированных операций анализа и синтеза.
Воспитателю необходимо помнить, что перед ребенком стоит задача по передаче действия: нарисовать узор, построить из кубиков домик и т. д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности. Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.
4. Что меняется в организации и содержании занятия в контексте реализации ФГОС.
Ответ: существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка. В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. Но такая форма образовательной деятельности, как занятие, не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков.