Елена Шилина
Педагогический краткосрочный проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Исполнители проекта : Дети группы №6, Родители
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1неделя)
Описание проекта : Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Публикация «Педагогический краткосрочный проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Цель:
Учить детей бережному отношению к птицам. Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года. Данная цель требовала решения следующих задач.
Задачи:
• Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
• Расширить знания детей о зимующих птицах.
• Формировать элементарные экологические знания.
• Продолжать формировать у детей бережное ответственное отношение у миру природы.
• Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
• Привлечь родителей воспитанников в изготовление кормушек для птиц, их подкормке.
• Воспитывать внимательное и бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Актуальность:
В нашем регионе бывает холодная и затяжная зима, часто температура воздуха опускается до 30 градусов мороза. Мы, взрослые, педагоги и родители должны помочь выжить зимующим птицам нашего региона.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.
Гипотеза:
Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
наблюдения, сбор информации, работа с литературой, беседа, чтение, творческая работа, игра.
Ожидаемый результат:
· Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
· Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
· Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
· Активное участие родителей в реализации проекта
· У детей и взрослых сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Объект: птицы.
Методы работы: изучение, наблюдение, обобщение, фотографирование.
Этапы работы
1-й этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
2-й этап – основной (практический) Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. Домашние задание родителям, совместно с ребенком сделать кормушку. Заучивание стихотворений о зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
3-й этап - обобщающий Ознакомление родителей с результатами проведё нной недели: «Зимующие птицы» (фотовыставка).
Содержание технологической фазы реализации проекта
Этап Срок Место проведения Содержание работы воспитателя
1-й этап – подготовительный
Группа№6, детского сада. Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой».
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц».
Аудиозапись «Голоса птиц»
Цель: Формировать навык, различать на слух голоса птиц.
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Покорми птиц».
(приложение №1)
Раскраски по теме.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, развитие чувства цвета.
Д/ и: «Один-много», «Назови одним словом»,
Просмотр мультфильма «Высокая горка»,
Д/и «Угадай птицу по описанию",
П/и «Воробушки и кот»,
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»
Заучивание стихотворений о зимующих птицах.
Цель: Развитие памяти дошкольников.
Д/и «Доскажи словечко»
Совместная деятельность аппликация «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
(Приложение №3)
Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания.
Беседа:«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Чтение рассказов:
И. Тургенева «Воробей»,
Обсуждение пословиц, поговорок о зимующих птицах, «Разрезные картинки»,
Чтение стихотворений
Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».
Совместная деятельность Нетрадиционное рисование «Снегири».
П/и «Перелетные птицы».
Отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: закрепление знаний детей по пройденной теме.
Работа с родителями:
Изготовление кормушек.
3-й этап-обобщающий
Итоговое мероприятие:
«Развешивание кормушек на участке»
Результаты реализации проекта
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта. Многие родители приняли активное участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу.
Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры с удовольствием, рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, конспектами, наблюдениями.
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Заключение:
Данная акция является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через ее реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Наблюдения проводились на нашем участке в детском саду.
Изучив литературу, составили правильное меню для птиц, за которыми наблюдали. Мы записывали в лист наблюдений температуру воздуха.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 4-5 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологи». 2001г.
3. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
4. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
5. Соломенникова О. А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений» 2009г.
6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.