Ольга Алексеева
Педагогический игровой проект «Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Крапивинский детский сад «Росинка»
Педагогический игровой проект
«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»
Исполнитель проекта :
Алексеева Ольга Николаевна – воспитатель
Участники проекта :
дети среднего возраста
родители
Вид проекта : исследовательско- творческий
Публикация «Педагогический игровой проект „Развитие сенсорных способностей через дидактические игры“» размещена в разделах
По доминирующей проектной деятельности :
творческий, игровой, практический
По содержанию: обучающий, развивающий
По числу участников проекта : групповой.
Срок реализации проекта : 15.09.2023г - 20.05. 2024г. (долгосрочный)
пгт Крапивинский 2024г.
Практическая значимость проекта.
Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.
Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.
Актуальность:
Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –
перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.
Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.
Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.
Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.
Новизна проекта.
Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Цель проекта.
Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Задачи:
• Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.
• Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.
• Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.
• Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.
Формы и методы реализации проекта :
Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Формы:
совместная предметная деятельность воспитателя и детей;
игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;
выполнение самостоятельных предметных действий.
Предполагаемый результат.
Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Этапы реализации проекта.
1. Этап -подготовительный.
На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей.
В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.
Перспективное планирование игр
по сенсорному воспитанию детей 4 - 5 лет.
сроки Сенсор
ный эталон Название игры Цель Материалы и оборудование Примечания
сентябрь цвет «Разноцветные цветы» Формировать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. 18 цветных обручей (по 3 обруча на каждый цвет спектра и 3 белых обруча) Проводится в зале. Дети образуют круг. На пол воспитатель кладёт белый обруч - сердцевину цветка. Потом прикладывает один за другим цветные обручи. Получается «разноцветный цветок». Потом детям предлагается выложить свои цветы. Воспитатель называет цвет, дети выкладывают цветные обручи, «лепестки»
сентябрь цвет «Цветной волчок» Формировать умения детей получать различные светлотные оттенки цвета за счёт увеличения или уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый тёмный», «самый светлый». Волчок с белым полем, кружки из бумаги нескольких цветов с вырезанными разными секторами. Необходимо вращать волчок. При наложении разных цветных кружков с разными секторами белого цвета, при уменьшении или увеличении белого сектора в результате быстрого вращения волчка появляются разные оттенки цвета. Дети называют их.
сентябрь цвет «Окраска воды»
Закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте, обозначать их словами «светлее», «темнее», «светлый», «тёмный». Баночки с водой, гуашь, кисточки, салфетки. Дети под руководством воспитателя набирают на кисть разное количество краски. Вода приобретает разные оттенки цвета. Проводится обсуждение с называнием полученного цвета.
сентябрь цвет «Орнамент» Учить детей получать новые оттенки цветовых тонов по светлоте, упражнять детей в рисовании красками. Образцы орнаментов, листы бумаги, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой. Знакомство детей с палитрой, рассказ о профессии художника, проблемная ситуация «как сделать светлый оттенок», самостоятельное получение цвета, выполнение орнамента, обсуждение полученных результатов.
октябрь цвет
«Три воздушных шарика!» Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки, знакомить детей со светлотным рядом, закреплять знания о форме, цвете и величине предметов. Рисунки трёх воздушных шариков зелёного цвета разной светлоты, листы бумаги, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой. Закрепление умения получать разные оттенки цвета, работа с палитрой и цветом, самостоятельное получение цвета, выполнение рисунков, обсуждение полученных результатов.
октябрь цвет «Назови цвет» Формировать умение называть цвет и оттенок (по светлоте) Предметы разных цветов и оттенков, оттенки должны различаться по светлоте. Водящий выбирает предмет, а дети называют цвет и оттенок предмета. Если возникает затруднение в назывании оттенка, воспитатель задаё т наводящий вопрос: «Какой это оттенок - «тёмный» или «светлый»?»
октябрь цвет «Радуга» Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет. Картина «Радуга», лист с незавершённой аппликацией радуги, полосочки семи цветов. Чтение стихотворения «Цвета радуги», добавление определённых цветов (полосок) в радугу.
октябрь цвет «Волшебный волчок» Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра. Волчок с белым полем, кружки из бумаги с разными цветными секторами. Необходимо вращать волчок. При наложении разных цветных кружков с разными цветными секторами, в результате быстрого вращения волчка появляются новые цвета. Дети называют их. Воспитатель задаё т вопрос : «Из каких двух цветов получается новый цвет?»
октябрь цвет «Цветные льдинки!» Закреплять представления детей о взаимосвязи цветов, об агрегатных состояниях воды. Баночки с водой, гуашь, кисточки, салфетки. Дети под руководством воспитателя набирают на кисть разное количество краски. Вода приобретает разные оттенки цвета. Проводится обсуждение с называнием полученного цвета, потом цветная вода разливается по формочкам и замораживается.
ноябрь цвет «Цветик-семицветик» Закреплять знания детей о взаимосвязи цветов спектра, закреплять получение оранжевого, зелёного и фиолетового цветов. Демонстрационная картинка с изображением цветка, контурные рисунки цветика-семицветика, гуашь, палитры, кисти, салфетки. Сначала дети закрашивают красный, жёлтый, синий и голубой лепестки, а для остальных лепестков смешивают краски. Воспитатель задаё т вопрос : «Из каких двух цветов получается новый цвет?»
ноябрь цвет «Собери букет» Закрепление знаний о цвете. Контурные картинки на магнитах: вазы, листья, тюльпаны двух цветов, фиолетовые цветы. Дети собирают букет на магнитной доске, а затем называют цвета.
ноябрь цвет «Составь пары» Формировать умение подбирать картинки с предметами, ориентируясь на два и три использованных цвета одновременно. Карточки с несколькими цветами, картинки с предметами определённых цветов. Дети определяют цвета в предмете и составляют пары картинок.
ноябрь форма «Фигуры из палочек»
Закреплять знания детей о прямолинейных геометрических фигурах, учить воспроизводить геометрические фигуры. Палочки разных цветов (можно использовать счётные палочки, карточки со схематичным изображением фигур. 1 вариант: дети по образцу - схеме выкладывают из палочек простые фигуры.
2 вариант: дети по образцу - схеме выкладывают из палочек предметы, которые состоят из разных геометрических фигур.
3 вариант: дети подбирают образец-схему к выложенной фигуре.
декабрь форма «Чудесный мешочек» Формировать умения детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Два набора объёмных и плоскостных фигур. Один набор - в мешочке, другой - на столе. 1 вариант: По указанию педагога ребёнок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет её.
2 вариант: Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе.
декабрь форма «Отпечатки» Формировать умение называть объёмные геометрические фигуры и подбирать к ним их паспорта, «отпечатки» Набор объёмных геометрических тел, схемы - карты с «отпечатками» фигур. Дети называют фигуру, подбирают к ней «отпечаток» Например, цилиндр - прямоугольник и 2 круга; конус - треугольник и круг и т. д.
декабрь форма «Подбери по форме» Формировать умение подбирать предметы к геометрическим образцам, закреплять знание названий геометрических фигур. Геометрические фигуры, предметы интерьера, игрушки. Получив фигуры, дети расходятся по групповой комнате и ищут предметы и вещи такой же формы. Затем проводится обсуждение выбора.
декабрь форма
цвет «Доска сюрпризов» Формировать умение воссоздавать контур геометрических фигур. Доска с мебельными гвоздиками, канцелярские резинки разных цветов. Дети воссоздают контур геометрических фигур с опорой на словесную инструкцию (форма и цвет).
январь форма «Фигуры спрятались» Формировать умение подбирать картинки к геометрическим образцам, закреплять знание названий геометрических фигур. Геометрические фигуры, картинки с предметами. Получив фигуры, дети отбирают картинки с предметами такой же формы. Затем проводится обсуждение выбора.
январь форма «Треугольники» Знакомить детей с разновидностями треугольников, формировать умение различать их независимо от расположения. Три одноцветных треугольника (равносторонний, остроугольный и тупоугольный). Карточки с контурным изображением таких же треугольников большего и меньшего размера. Знакомство с треугольниками. Затем дети берут листы с контурными изображениями треугольников и выкладывают свои треугольники так, чтобы они совпали с контуром, затем на них выкладывают треугольники большего размера.
январь форма «Мастерская форм» Закрепить полученные знания и умения воспроизводить разновидности геометрических фигур. В зависимости от задач можно использовать шнуры, шерстяные нити, проволоку, горох, фасоль, счётные палочки. Дети выкладывают контур фигур по схеме, по названному слову, по желанию.
январь форма «Составные картинки» Формировать умения детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур и копирующий набор геометрических фигур. Анализ изображений, называние геометрических фигур, самостоятельное выкладывание изображения по образцу.
февраль форма
«Заяц»
«Лиса»
«Лягушка»
«Птичка»
«Собака»
«Кошка»
«Машина»
«Ёлочка» Формировать умения детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей. Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур и копирующий набор геометрических фигур. Анализ изображений, называние геометрических фигур, самостоятельное выкладывание изображения по образцу.
март форма
цвет «Весёлая логика» Формировать умения детей мысленно расчленять изображение предмета на составные части и выбирать нужный пазл. Карточки - пазлы из двух элементов 18 штук Количество карточек следует увеличивать постепенно.
март форма
цвет
величина «Вообразилия» Закрепление знаний о геометрических формах, цветах и величине. Набор геометрических фигур разного цвета и величины Плоскостное моделирование по словесной инструкции, по замыслу.
март форма
цвет «Ковёр-самолёт» Закрепление знаний о цвете и геометрических фигурах. Ковёр 1,5 м*1,5 м, с прорезями в форме геометрических фигур разного цвета (окантовка прорези, заплатки - геометрические фигуры определённого цвета Дети заполняют прорези в соответствии с формой и цветом.
март форма
цвет «Починим коврик» Формировать умение детей анализировать зрительный образ, подбирать необходимые формы нужного размера и цвета.
Игра состоит из 8 ковриков с вырезанными в них отверстиями различной геометрической формы и 16 заплаток (геометрические формы разной величины и цвета).
Перед ребёнком раскладываются коврики и заплатки к ним. Педагог просит подобрать к каждому коврику подходящую заплатку так, чтобы её не было видно. Сначала ребёнок должен мысленно сопоставить коврик с подходящей заплаткой, а потом попробовать приложить заплатку к коврику.
апрель величина «Разложи конфеты» Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Игра состоит из конфеток-образцов трёх величин, трёх тарелок – большая, поменьше, маленькая, (по 7конфеток каждой величины).
Перед ребёнком разложены конфеты (леденцы - круги). Воспитатель предлагает положить маленькие леденцы на маленькую тарелку, средние – на среднюю, большие – на большую. Если все конфетки собраны правильно, разложены на тарелки, но дети продолжают проявлять интерес к игре, конфетки перемешиваются и игра продолжается снова.
апрель величина «Сбор яблок» Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Игра состоит из яблок-образцов трёх величин, трёх корзин – большая, поменьше, маленькая, дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 7 яблок каждой величины).
Перед ребёнком дерево с яблоками. Воспитатель предлагает собрать маленькие яблоки в маленькую корзинку, средние – в среднюю, большие – в большую. Если все яблоки собраны правильно, разложены по корзинкам, но дети продолжают проявлять интерес к игре, яблоки снова развешиваются и игра продолжается снова.
апрель величина «Построим лесенку» Закреплять умение детей строить ряд из убывающих по величине объёмных тел; формировать умение анализировать нерасчленённый образец. Нерасчленённый образец лесенки, 5 параллелепипедов с разной площадью сечения. Дети рассматривают образец, затем по словесной инструкции воспитателя строят лесенку.
апрель величина «У кого какая вещь?» Формировать умение различать параметры величины предметов. Подобранные вещи различных параметров величины (ёлочки высокие и низкие, ленты широкие и узкие, шнуры - толстые и тонкие, линейки - длинные и короткие) Дети рассматривают предметы, разбирают их. Сначала воспитатель зовёт детей с ёлочками. Спрашивает: «Все ли ёлочки одинаковые? Чем отличаются?» Дети озвучивают параметры величины: одни - высокие, другие - низкие. Аналогично проводится работа с другими группами предметов, задаёт вопросы все ли эти вещи в этой группе одинаковые?
май величина «Что изменилось?» Закреплять знание параметров величины. Подобранные вещи различных параметров величины (2 книги - толстая и тонкая, 2 карандаша - короткий и длинный, 2 пирамидки - высокая и низкая, 2 планки - широкая и узкая) Воспитатель показывает предметы группами и спрашивает, чем они отличаются. Затем водящий отворачивается, а воспитатель убирает один из предметов, водящий должен догадаться, какого предмета из пары не хватает.
май величина «Матрёшки»
«Цветные вкладки» Закреплять умение устанавливать отношения между пятью объектами по величине; формировать умение выделять высоту как особое измерение величины. Деревянные матрёшки. Педагог разбирает матрёшку, предлагает сравнить части матрёшек по общей величине, дети выставляют матрёшек в ряд и называют величину каждой из них, затем собирают их в одну игрушку.
Потом дети делают это самостоятельно, для закрепления можно использовать цветные вкладки.
май величина «Чудесная полочка» Формировать умение определять на глаз одинаковые по величине предметы на глаз. «Полочка» - наборное полотно из трёх опорных линий, набор одинаковых «ваз» (по 8 ваз каждого цвета) Высота красных ваз - 6 см, средних - 5 см, низких - 4 см.
24 одноцветных «вазы» разной высоты. 1 вариант. Детям предлагается на верхнюю полочку поставить самые высокие вазы, на нижнюю - самые низкие, на среднюю - средние. Обращается внимание на цвет.
2 вариант. То же самое, но отсутствует опора на цвет
2. Этап –основной.
На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.
На данном этапе проводилась вся практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
• Беседы с детьми, отгадывание загадок;
• Рассматривание иллюстраций, открыток, книг на данную тему;
• Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
• Чтение стихотворений;
• Проведение дидактических, сюжетно – ролевых игр, подвижных, беговых и пальчиковых игр;
• Театрализованная деятельность, в т. ч. совместно с детьми;
• Консультации для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей 4 лет в домашних условиях»; «Сенсорная коробка. Зачем, когда и как играть?»
• Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
• Прослушивание и разучивание музыкальных произведений.
• Мастер-класс с родителями: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
3. Заключительный.
На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, в следующем будет обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.
Итог проекта :
• Картотека дидактических игр по сенсорики для детей 4-5 лет.
• Изготовление лэпбука Математика со Смешариками»
Литература
1. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.
2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л. А. Венгера
3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».
4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В. Н. Аванесовой, Н. Н. Поддьякова.
5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.
6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет». Л. Ю. Павлова