Ксения Лященко
Педагогический час «Новые методы развития у воспитанников навыков информационной безопасности и цифровой грамотности»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления
«Новые методы развития у воспитанников навыков информационной безопасности и цифровой грамотности»
(слайд 2) Информационная безопасность детей дошкольного возраста – это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому и физическому развитию.
Публикация «Педагогический час „Новые методы развития у воспитанников навыков информационной безопасности и цифровой грамотности“» размещена в разделах
(слайд 3) Проблема обеспечения информационной безопасности связана с всеобщим и повсеместным использованием гаджетов.
Современный этап развития человечества называют веком информационных технологий. Человек уже не представляет жизнь без интернета, компьютера и других цифровых ресурсов.
(слайд 4) Дети отдают больше предпочтений компьютерным играм, нежели другим видам детской деятельности. Наиболее доступным местом пользования интернетом, без сомнения, является дом. Анализ анкетирования показал следующие проблемные точки: 19% детей уже имеют гаджеты и с легкостью ими пользуются, 14 % - проводят более 1 часа в день за компьютером или просмотром телевизора, 9 %- играют в компьютерные игры.
(слайд 5) Наблюдение за детьми в группе после выходных выявило, что дети, которые провели большую часть времени перед экраном, более эмоциональны, вспыльчивы, раздражительны, невнимательны, малоактивны или вообще отказываются от общения, сонливы, капризны. Интерес проявляют лишь тогда, когда им предлагают посмотреть мультфильм, а не поиграть с детьми.
Чем старше возраст детей, тем больше они играют в игры с элементами насилия и смотрят передачи развлекательного характера. Уменьшается доля детей, которые любят русские мультфильмы и их персонажей за нравственные качества.
(слайд 6) Дети проводят много времени за игрой в виртуальном мире, а иногда теряют временные рамки. «Общение с компьютером» шаг за шагом перерастает в психологическую зависимость. Дети все меньше времени проводят в реальном мире. Эмоционально – личностное общение с семьей, друзьями уходит на последний план.
У детей происходит дефицит вербального общения, отсюда диагностируется недоразвитие речи в сочетании с аутистико подобными нарушениями
(слайд 7) Современная информационная, глобализированная среда оказывает негативное влияние на личность ребенка, происходит искажение образов межличностного общения и семейных отношений.
(слайд 8) «Компьютерный век» породил ряд проблем:
Прежде всего это снижение интереса к чтению, которое является показателем общей культуры общества, и, как следствие, снижение уровня грамотности.
Стали утрачиваться ценности, которые накапливались веками, из-за низкопробной видеопродукции.
Ребенок не может самостоятельно воспринимать информацию по причине неразвитости механизмов личностной рефлексии и саморегуляции.
(слайд 9) Исходя из исследований психологов, опираясь на собственные наблюдения, могу смело сделать заключение, что большинство современных мультфильмов не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира. В них мы можем наблюдать как скрытую, так и явную пропаганду жестокости, агрессии и насилия. У детей закладывается неправильное отношение к окружающим, формируется негативное восприятие мира.
Родителей интересует, почему ребенок агрессивный, проявляет злобность, ложь, лень. Все ответы нужно искать в том, какую информацию ребенок получает через интернет и телевизор.
(слайд 10) Как быть? Ведь современное общество сейчас практически не может обойтись без компьютерных технологий. Во всем нужен правильный подход, грамотное использование, обучение детей в этой сфере, и, в конечном счете, интернет может стать инструментом развития ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, должны находить новые формы взаимодействия с семьей сообща, обезопасить детей от возможных воздействий негативной информации, ведь ничто не заменит живое, эмоциональное человеческое общение.
(слайд 11) Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью дошкольного возраста, необходимо действовать сообща с родителями
Для родителей разработаны памятки и буклеты. Хочу предложить несколько путей решения проблем по информационной безопасности детей :
1. Обсудить и установить дома правила при использовании телевизора ребенком дошкольного возраста.
2. Оказывать детям помощь при выборе телепередач и контролировать время нахождения ребенка у телевизора (общее время просмотра детьми дошкольного возраста не должно превышать 6-7 часов в неделю).
3. Беседовать с ребенком о том, что существуют запретные передачи, рассказать о возрастной маркировке на экране.
4. Показать ребенку разницу между отечественной и зарубежной телепродукцией. Составить видеотеку с российскими мультфильмами, детскими передачами и фильмами.
5. После просмотра любого видео анализировать значимость увиденного, поступки и поведение героев.
6. Помочь выбрать ребенку героя для подражания. Обсудить его поведение, качества, черты характера. Спрашивать, как поступил бы ребенок в аналогичной ситуации.
7. При необходимости включить «родительский контроль».
(слайд 12) В старшем дошкольном возрасте ребенок может завести собственную страничку в соц. сетях, потому что общение с их помощью в современном мире на пике популярности. Не стоит категорически запрещать использование соц. сетей. В тоже время именно родители должны помочь ребенку с созданием страницы. Ребенка нужно научить грамотно реагировать на рекламу и спам, неприличные картинки, которые он непременно встретит.
(слайд 13) В заключение хотелось бы сказать, что информационная безопасность является проблемой как социальной, так и педагогической. Совместная деятельность детского сада и семьи поможет оградить подрастающее поколение от отрицательного влияния информационной среды.