Надежда
Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к широкому кругу социальных и физических объектов. При создании соответствующих психолого-педагогических условий, дети приобретают умение использовать комплексные, вариативные воздействия на интересующий их объект с целью выявления его внутреннего строения и связей с другими объектами.
Публикация «Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Развитие исследовательской активности в детском саду может осуществляться в наблюдениях, в сенсорном обследовании, экспериментах, опытах, эвристических беседах, обсуждениях, развивающих играх и т. п.
При создании условий с целью развития исследовательской активности необходимо учитывать, что исследовательская активность дошкольника представляет целостное образование трех компонентов:
• эмоционально-мотивационный компонент, который связан с интересом, желанием ребенка осуществлять исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;
• содержательный компонент, который связан с представлениями ребенка о способах и средствах осуществления исследовательского поиска проблемы;
• операционный компонент, отражающий практический опыт поисковых действий, использования исследовательских умений.
Важным условием развития исследовательской позиции дошкольника является взаимодействие взрослого с ребенком, однако воспитателю необходимо больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять, больше слушать, чем говорить.
В условиях экспериментирования дети сами создают и ищут проблемные ситуации, накапливая многообразные способы познания объектов, их свойств и отношений. Активно-преобразующая роль детского экспериментирования в процессе самостоятельного исследования новых объектов, стимулирует формирование творческой направленности личности дошкольника. Дети в процессе самостоятельного познания внутренних связей и отношений объектов получают новые знания и впечатления с большим интересом. По мере самостоятельно добытых знаний, дети получают новые знания и сведения, меняя направление деятельности. Так происходит усложнение и развитие исследовательских умений. В ситуации экспериментирования дети общаются с взрослыми и сверстниками, где ребенок может выступать в роли равноправного партера по деятельности. Исследовательская деятельность осваивается в экспериментировании, отрабатываются механизмы исследовательской активности. Яркие переживания, которые сопровождают открытия ребенком, придают ему радость познания своих возможностей, уверенность в своих силах и побуждает к новым открытиям. Задача педагога, поддержать нерешительных детей – снять скованность детей, боязнь сделать ошибку, дать возможность самим свободно перебирать разные варианты решения проблемы. Правильным со стороны воспитателя, вовремя поддержать усилия ребенка с помощью своих вопросов, высказанных сомнений - «Я не могу догадаться! Как ты думаешь?», нелепых предложений - «Может попробовать вот это?», а также искреннего удивления и восхищения- «Как ты догадался? Я бы не смогла догадаться!» или «У тебя получается? Покажи мне, пожалуйста, еще раз, Я тоже хочу проверить!», пробудить активность, уверенность, дать ребенку почувствовать настоящим исследователем ответственным за поиск решения. Становясь «незнайкой» взрослый высказывает свои опасения, проявляет неуверенность, обращается к ребенку за помощью, советом, задает вопросы проблемного характера. Действия подобного характера со стороны педагога будут способствовать дальнейшему развитию исследовательского поиска детей, выражая веру в то, что дети смогут сами сделать свое открытие.
Лично-ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми в процессе экспериментирования является важным условием, чтобы детское экспериментирование, организованное в детском саду способствовало тому, чтобы дети стали первооткрывателями и экспериментаторами.