Приложение МААМ

Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования

Надежда
Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к широкому кругу социальных и физических объектов. При создании соответствующих психолого-педагогических условий, дети приобретают умение использовать комплексные, вариативные воздействия на интересующий их объект с целью выявления его внутреннего строения и связей с другими объектами.

Публикация «Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования» размещена в разделах

Развитие исследовательской активности в детском саду может осуществляться в наблюдениях, в сенсорном обследовании, экспериментах, опытах, эвристических беседах, обсуждениях, развивающих играх и т. п.

При создании условий с целью развития исследовательской активности необходимо учитывать, что исследовательская активность дошкольника представляет целостное образование трех компонентов:

• эмоционально-мотивационный компонент, который связан с интересом, желанием ребенка осуществлять исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели;

• содержательный компонент, который связан с представлениями ребенка о способах и средствах осуществления исследовательского поиска проблемы;

• операционный компонент, отражающий практический опыт поисковых действий, использования исследовательских умений.

Важным условием развития исследовательской позиции дошкольника является взаимодействие взрослого с ребенком, однако воспитателю необходимо больше наблюдать, чем показывать, больше поддерживать, чем непосредственно направлять, больше слушать, чем говорить.

В условиях экспериментирования дети сами создают и ищут проблемные ситуации, накапливая многообразные способы познания объектов, их свойств и отношений. Активно-преобразующая роль детского экспериментирования в процессе самостоятельного исследования новых объектов, стимулирует формирование творческой направленности личности дошкольника. Дети в процессе самостоятельного познания внутренних связей и отношений объектов получают новые знания и впечатления с большим интересом. По мере самостоятельно добытых знаний, дети получают новые знания и сведения, меняя направление деятельности. Так происходит усложнение и развитие исследовательских умений. В ситуации экспериментирования дети общаются с взрослыми и сверстниками, где ребенок может выступать в роли равноправного партера по деятельности. Исследовательская деятельность осваивается в экспериментировании, отрабатываются механизмы исследовательской активности. Яркие переживания, которые сопровождают открытия ребенком, придают ему радость познания своих возможностей, уверенность в своих силах и побуждает к новым открытиям. Задача педагога, поддержать нерешительных детей – снять скованность детей, боязнь сделать ошибку, дать возможность самим свободно перебирать разные варианты решения проблемы. Правильным со стороны воспитателя, вовремя поддержать усилия ребенка с помощью своих вопросов, высказанных сомнений - «Я не могу догадаться! Как ты думаешь?», нелепых предложений - «Может попробовать вот это?», а также искреннего удивления и восхищения- «Как ты догадался? Я бы не смогла догадаться!» или «У тебя получается? Покажи мне, пожалуйста, еще раз, Я тоже хочу проверить!», пробудить активность, уверенность, дать ребенку почувствовать настоящим исследователем ответственным за поиск решения. Становясь «незнайкой» взрослый высказывает свои опасения, проявляет неуверенность, обращается к ребенку за помощью, советом, задает вопросы проблемного характера. Действия подобного характера со стороны педагога будут способствовать дальнейшему развитию исследовательского поиска детей, выражая веру в то, что дети смогут сами сделать свое открытие.

Лично-ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми в процессе экспериментирования является важным условием, чтобы детское экспериментирование, организованное в детском саду способствовало тому, чтобы дети стали первооткрывателями и экспериментаторами.

Публикации по теме:

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством исследовательской деятельности «Современные технологии и условия для развития речи дошкольников посредством познавательно - исследовательской деятельности» Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования
Опубликовано: 3 апреля 2022 в 16:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития исследовательской активности детей 5–6 лет в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД