Приложение МААМ

Педагогические условия коррекционной работы по развитию предметных действий с детьми раннего возраста с ДЦП

Наталья Сергеева
Педагогические условия коррекционной работы по развитию предметных действий с детьми раннего возраста с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

В статье представлены педагогические условия, необходимые для организации коррекционно– педагогической работы по формированию предметных действий с детьми раннего возраста при детском церебральном параличе. Автор выделил основные этапы и направления работы коррекционных специалистов при построении занятий для данной категории детей.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционно – педагогическая работа, предметные действия, эмоциональный контакт.

Публикация «Педагогические условия коррекционной работы по развитию предметных действий с детьми раннего возраста с ДЦП» размещена в разделах

Ранний возраст является этапом не только наиболее быстрого развития организма ребенка, но и его нервно – психической деятельности. В данный период у малыша развиваются общая и мелкая моторика,действия с предметами, познавательная и игровая деятельность, восприятие, мышление, речь, а так же эмоциональная основа личности ребенка, его характер.

Исследователями доказано, что развитие детей с детским церебральным параличом (далее ДЦП) с первых дней жизни отличается от их нормально развивающихся сверстников. У детей данной группы задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными навыками. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций.

Так к концу раннего возраста предметная деятельность у детей с ДЦП оказывается несформированной. Низкий уровень развития действий с предметами, восприятия, отсутствие интереса к окружающему миру свидетельствует о том, что эта деятельность без специального обучения не становится ведущей.

Многолетние исследования показали, что в случае раннего выявления в первые месяцы жизни и организации адекватной коррекционной работы можно достичь значительных успехов в преодолении двигательной церебральной патологии, а так же психических и речевых нарушений.

У ребенка раннего возраста ведущей является орудийно-предметная деятельность, так как на этом этапе малыш целиком поглощен предметом. Формой организации предметной деятельности для ребенка становится общение со взрослым.

Проведение психолого – педагогического обследования позволяет так же выявить и изучить состояние предметной деятельности у детей раннего возраста с ДЦП. В ходе обследования, а так же в процессе наблюдения за ребенком определяют его индивидуальные особенности, уровень умственного, физического развития, потенциальные возможности малыша.

Оценивают ребенка по следующим критериям:

-характер установления контакта со взрослым;

-наличие у ребенка интереса к предметам и игрушкам;

-принятие и понимание задания;

-характер практических действий;

-сформированность зрительно – двигательной координации;

-определение ведущей руки;

-сопровождение своих действий речью;

-способы усвоения нового действия.

Необходимо отметить факторы, затрудняющие становление предметных действий у детей раннего возраста с ДЦП :

-неадекватные формы общения близких взрослых с ребенком;

-игры-занятия, проводимые с детьми, не соответствуют уровню их развития;

-отсутствует адекватная предметно – развивающая среда;

-отсутствует правильно организованный режим дня;

-отсутствует ранняя коррекционная помощь.

Целенаправленная коррекционная работа по формированию предметных действий у детей с ДЦП является важным этапом для своевременного становления ведущей деятельности, познавательных возможностей и личностных качеств ребенка.

Педагогическими условиями, необходимыми для организации коррекционно – педагогической работы по формированию предметных действий у ребенка раннего возраста с ДЦП являются :

-определенный режим дня (его необходимо организовать с учетом возрастных и индивидуальных возможностей малыша, уделяя особое внимание правильному чередованию бодрствования и сна, влияющему на ритм работы и отдыха нервных клеток коры головного мозга, учитывая неустойчивость возбудимости нервной системы детей раннего возраста данной группы);

-адекватный характер общения и взаимодействия педагога с ребенком (необходимо установить эмоционально – личностный контакт взрослого с ребенком, формировать интерес к взрослому и совместной деятельности с ним,развивать функции обеих рук и зрительно – двигательную координацию в процессе действий с предметами, организовать дистанцию во взаимодействии с ребенком, учитывать необходимость смены основных позиций малыша и взрослого, активизировать речь,учитывать психофизические условия для эффективного использования потенциальных возможностей ребенка, общение с ребенком построить эмоционально насыщенным);

-организация предметно – развивающей среды (важно учитывать системный подход к коррекционно – развивающему обучению детей, возраст ребенка и уровень его развития; зоны проведения игровых и дидактических занятий и упражнений, подбор оборудования и игрового материала должен основываться на коррекционной направленности воспитательного воздействия);

-разработка индивидуальных программ (обязательно учитываются принципы единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, характера и степени первичного нарушения, особенностей вторичных отклонений в развитии, учета возрастных и индивидуальных особенностей развития, учета онтогенетического хода основных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития);

-проведение индивидуальных коррекционно – развивающих занятий.

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия – это форма проведения коррекционно – педагогической работы. Такие занятия желательно проводить с каждым ребенком не реже 2-3 раз в неделю. Коррекционная работа должна осуществляться последовательно и систематически. Игровые задания и упражнения, направленные на формирование предметных действий у детей, должны использоваться как на специальном занятии, так и на занятиях по продуктивным видам деятельности.

Специалистами определены общие рекомендации по проведению занятий.

Индивидуальные коррекционно – педагогические занятия рекомендуется проводить, учитывая физиологические возможности ребенка, используя все пространство комнаты. Если малыш не готов действовать со взрослым за столом, то следует организовать занятие в удобном для него месте. Следует чаще менять позиции по отношению к ребенку, при этом важно, чтобы лицо взрослого находилось на уровне его лица. Во время занятия необходимо давать ребенку отдохнуть: провести подвижную игру, либо игру с использованием движений.

Структура коррекционно – педагогических занятий должна состоять из нескольких частей.

Первая часть (вводная) – введение ребенка в игровую ситуацию. Данная часть позволяет ребенку положительно настроиться на игровое общение со взрослым, вызвать интерес к дальнейшей игре. Для этого желательно использовать сюрпризные моменты, заводные или музыкальные игрушки, предъявление которых обязательно сопровождается речью взрослого и побуждает ребенка к действию. Вводная часть способствует вызыванию у ребенка ориентировки на взрослого, на его голос, требования. Время, отводимое на вводную часть должно быть непродолжительным.

Вторая часть (основная) – решение задач, обозначенных специалистом по основным линиям развития с акцентом на развитие познавательной, предметно – игровой деятельности. Чтобы не перегружать ребенка, удержать его внимание, игры из основных разделов индивидуальной программы чередуются. При этом более сложные игры проводятся в начале. Между играми (2-4 игры) необходимо дать ребенку отдохнуть, провести подвижную игру.

Третья часть (заключительная) – поддержание и закрепление усвоенных ранее умений и навыков. В завершении подводится итог занятия. Взрослый помогает ребенку вспомнить основные ключевые и эмоциональные моменты занятия, убрать игрушки на свои места (это занимает незначительную часть времени всего занятия).

Важно помнить, что не всегда возможно проведение занятия в полном объеме. Иногда ребенок отказывается продолжать игру, в этом случае, можно предложить другую, либо завершить занятие, переключив малыша на другой вид деятельности.

Время, отводимое на занятие, строго не определено и зависит от тяжести нарушения, состояния здоровья, настроения малыша и др. Но необходимо учесть, что с детьми раннего возраста следует заниматься от 10 до 15-20 минут.

Доказано, что определение соответствующих педагогических условий и содержания коррекционной работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста с ДЦП обеспечивают становление предметной деятельности как ведущей и создают предпосылки к появлению игровой и продуктивных видов детской деятельности. С детьми раннего возраста с ДЦП необходимо проводить специально организованные занятия по формированию предметных действий, основанных на учете возрастных особенностей развития и познавательных возможностях ребенка. Знания, умения и навыки, которыми необходимо овладеть ребенку, должны даваться ему в определенной системе. Успех может быть только при условии сотрудничества взрослого и ребенка, бережного внимания педагогов к его личности, желаниям и интересам.

Список литературы

1. Аксенова Л. И., Тюрина Н. Ш., Шкадаревич Е. В. Программа

ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка. - М., 2010.

2. Архипова Е. В. Коррекционная работа с детьми с

церебральным параличом. - М., 1989.

3. Бадалян Л. О. Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские

церебральные параличи. - И. : "Здоровье", 1988.

4. Закревская О. В. Развивайся, малыш. Система работы по

профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии

детей раннего возраста. - М., 2009.

5. Стребелева Е. А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной

программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения

ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями

// Дефектология, 2000, №5.

6. Браткова М. В., Закрепина А. В., Пронина Л. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. -

М. : ПАРАДИГМА, 2013.

Публикации по теме:

Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возрастаФормирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста «Формирование действий с предметами-орудиями у детей раннего возраста» В раннем возрасте у детей при повседневной практике действий с игрушками.

Наши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возрастаНаши уголки уединения. Из опыта работы с детьми раннего возраста Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Всем известно, что дети находясь в детском саду, иногда нуждаются в укромном уголке, где.

Опыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возрастаОпыт работы по организации экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возрастаОрганизация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Организация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособиеОрганизация работы «Разноцветные ленточки» с детьми раннего возраста по сенсомоторному развитию через дидактическое пособие Представляю Вашему вниманию дидактическое пособие «Разноцветные ленточки», созданное для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет.Предпосылки к развитию речи у детей раннего возраста. Из опыта работы. Фотоотчет. Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Хочу поделиться своей работой по формированию предпосылок к развитию речи у малышей. Всем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия коррекционной работы по развитию предметных действий с детьми раннего возраста с ДЦП
Опубликовано: 26 ноября 2023 в 22:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия коррекционной работы по развитию предметных действий с детьми раннего возраста с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сергеева (УИ 3096884) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД