Елена Стоцкая
Педагогические условия формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе социально-коммуникативного развития у дошкольника формируется эмоционально позитивное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, формируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, базовых социальных навыков (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко). Процесс формирования социальных умений у дошкольников требует создания специальных психолого-педагогических условий в дошкольных учреждениях и, прежде всего, организации воспитательной деятельности дошкольников, направленной на достижение совместного результата деятельности детей. Такой учебной деятельностью педагога с детьми, обеспечивающей достижение совместного результата, является ведущая деятельность дошкольника - игра.
Темочки:
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Игра - одно из самых замечательных явлений жизни, деятельность, которая может показаться на первый взгляд одновременно бесполезной и необходимой.
Невольно очаровывая и притягивая к себе как жизненное явление, игра оказалась для ребенка естественной деятельностью, мотив которой лежит в самой ее сути.
Отечественная дошкольная педагогика и психология признает самостоятельный характер развития общества дошкольников в группе детского сада, важнейшими структурными элементами которого являются игровые объединения, возникающие по инициативе самих детей, побуждающие их к самостоятельной, свободной от непосредственного влияния взрослого, детской деятельности и характерные для сюжетно-ролевой, творческой игры дошкольника.
Свободный от регуляции, игровой эффект позволяет ребенку выражать самые фантастические желания, свои мечты, он открывает широкое пространство для творчества, активности и изобретательности. Принимая на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с бытующими у них правилами и мотивами поведения, которыми придерживаются взрослые в своей деятельности, в общении друг с другом.
В частности, играя роль рабочего в мастерской, ребенок пробует воспроизвести его ответственное отношение к своей работе, выступая в роли врача - заботливое и внимательное отношение к больному и т. д. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее.
Интерес к игре, желание играть хорошую роль настолько велики, что в этих условиях дети совершают действия, которые для них трудны, непривлекательны, либо воздерживаются от удовлетворения других желаний, возникающих по пути. Как писал Л. С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка», то есть, рассматривая игру как творческую деятельность, в которой отчетливо проявляется комбинирующая деятельность воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре создает новую творческую структуру, образ который принадлежит ему самому.
В процессе реальных взаимоотношений, которые разворачиваются в соответствии с правилами игры - при обсуждении её содержания, распределении ролей, игрового материала и т. д. - дети учатся принимать во внимание интересы друга, сострадать ему, идти на уступки и вносить собственный вклад в общее дело.
Зачастую образуются инциденты между детьми по поводу тех или иных аспектов организации и проведения игры. Предпосылкой подобных инцидентов, как правило, является неспособность скоординировать свои планы и действия.
В основном в игре осуществляется общение ребёнка со сверстниками. В общении детей друг с другом есть цели, которые должны быть выполнены. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится концентрироваться на предметах, входящих в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Когда ребенок не учитывает условия игры, то его просто выгоняют сверстники. Потребность в общении со сверстниками заставляет ребенка целенаправленно концентрироваться и запоминать. Сосредоточенность, способность к волевым усилиям, необходимы для развития индивидуальных качеств.
Так опыт игровых и реальных взаимоотношений формирует основу особого свойства мышления, позволяющего принимать точку зрения других людей, предвидеть их возможное поведение и строить на этой основе свое собственное поведение. Игра способствует развитию рефлексии, так как дает реальную возможность контролировать, как реализуются социально - коммуникативные навыки, включенные в коммуникативный процесс.
Конечно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только лишь первоначальная форма деятельности, из которой потом вырастает искусство. Однако выявление креативных возможностей в игре даёт ребенку лучше понять окружающий мир, может дать ему некоторый жизненный опыт и вызывает потребность выразить его в своей деятельности.
В детском саду целостность разнообразных аспектов воспитания (умственного, нравственного, трудового, эстетического) может быть благополучно обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра отражает окружающую жизнь и в то же время она является наиболее доступной и интересной деятельностью для ребенка, являясь эффективным средством развития коммуникативных навыков у дошкольника, а также формой организации осмысленной жизни в детском саду.
Важнейшим условием игры как занимательной деятельности является наличие у ребенка познаний о находящихся вокруг его объектах (их назначении, свойствах, качествах, о событиях и явлениях реального мира.
Для реализации идеи игры дети должны иметь достоверную информацию об истинных действиях взрослых с предметами, об их отношении к всевозможным предметам и явлениям, о работе находящихся вокруг их людей и их отношениях. Однако детям нужен не просто некоторый запас знаний, а их осознание, изучение и увеличение практического опыта в их применении.
Такое вполне вероятно, в случае если процесс получения детьми знаний и умений оказывает большое влияние на их чувства, активизирует заинтересованность к окружающей жизни. И наиболее доступной формой решения этой задачи для ребенка является игра, выполняющая в ней некую роль. Игровые отношения отражают отношения между сюжетом и ролью. Настоящие отношения - это отношения детей как партнеров, друзей, исполняющих общую задачу. Они могут условиться о сюжете, распределении ролей, обговорить вопросы и недоразумения, образующиеся во время игры. В игровой деятельности дети формируют свою способность проявлять коммуникативные способности: игра требует от ребенка быть инициативным, общительным и способным координировать свои действия с действиями группы сверстников с целью установления и поддержания общения.
Немалую роль для игры имеет формирование у детей способностей самоорганизации. Старшие дошкольники уже должны обладать способностью самостоятельно выбирать тему и роль, обдумать содержание игры и её ход, определять, что необходимо для выполнения условий игры. Чем активнее поведение ребенка в игре, чем дольше она длится, тем больше она приносит ему радости, тем глубже он понимает социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл социальных явлений.
Партнеры по игре должны четко следовать намеченной теме, а для этого они должны много знать, обладать определенными навыками и умениями. Постепенно, под руководством воспитателя, у игроков развивается умение распределять роли с учетом интересов, возможностей и желаний каждого. Игровые ассоциации, пока еще немногочисленные, приобретают, по результатам исследований В. Я. Вороновой, более длительный и устойчивый характер. Это стремление детей к более высокому уровню игрового взаимодействия должно быть использовано педагогом для формирования у них навыков общения, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, то есть всего того, что требуется для жизни в коллективе.
В процессе игрового общения старших детей создается команда. Игровая группа-это группа взаимодействующих детей с отношениями сотрудничества, подчинения и взаимного контроля, которые обеспечивают каждому ребенку равные права играть активную роль и притворяться в игре. В дружной игровой команде дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать споры и конфликты. В настоящей хорошей игре всегда есть увлекательная цель, которая мобилизует физические и умственные силы ребенка, развивает его организаторские способности, прививает навыки самодисциплины.
Детские игры носят целенаправленный характер. Необходимо обеспечить детям самостоятельность в постановке целей и умение их достигать. В игре важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал и строил. Только тогда они развивают инициативу, настойчивость, изобретательность и навыки командной работы. Отражение общественной жизни в игре обнаруживается во всем: в сюжете и правилах, в обращении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в их действиях, поступках, разговорах и репликах.
В зависимости от содержания игры ребенок испытывает самые разнообразные чувства, но преобладающими из них являются радость и удовольствие. Возникающее чувство радости создает эмоциональный подъем психических сил ребенка, что наиболее благоприятно для приобретения им навыков взаимоотношений в коллективе.
По мнению исследователей, дети старшего дошкольного возраста предпочитают игры с правилами, к которым относятся подвижные, дидактические и развивающие игры. В старшем дошкольном возрасте процесс речевого развития детей интенсифицируется. Он уже с большей вероятностью проявит свои эмоции, личный вкус в выборе языковых средств. Улучшается практическое использование речи при общении с другими людьми (ребенок способен донести мысль до собеседника, вести диалог, регулировать свое поведение в зависимости от слов собеседника и т. д.). Слова учителя - их пояснения, дополнительные пояснения, вопросы - углубляют знания, направляют, регулируют деятельность и поведение детей. В самостоятельной деятельности дети начинают мысленно сначала составлять план, а затем выполнять свою работу, т. е. дети этого возраста уже имеют доступ к элементам планирования своей деятельности.
У старших дошкольников более глубокие познавательные интересы. Об этом свидетельствуют их многочисленные вопросы: «Почему? Зачем?» - относительно сущности явлений, их причин и следствий. Вопросы и споры детей во время игры часто касаются ее содержания, хода и проявляют любознательность и интерес к знаниям ее участников, их желание узнать больше и точнее по этой теме.
В образовательном процессе, организованном для детей старшего дошкольного возраста, основное место исследователи отводят дидактической игре. Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний и умений, как средство воспитания.
Традиционно проблема общения рассматривалась в контексте творческих, сюжетно-ролевых игр детей. Т. В. Антонова отметила, что в ролевых играх существует два вида общения: собственно- игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени принятых на себя ролей. Организационная коммуникация имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей и контроле за выполнением правил поведения в игре.
Есть много общего между ролевыми играми и играми с правилами. Таким образом, можно сказать, что к тому времени, когда игры с правилами начинают занимать значительное место в жизни ребенка, у него уже имеется определенный запас коммуникативных умений, возникающих по поводу организационно-деловой стороны игры с ролями, которые должны быть теоретически и практически развиты.