Папки-передвижки

Педагогические условия формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр

Елена Стоцкая
Педагогические условия формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе социально-коммуникативного развития у дошкольника формируется эмоционально позитивное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, формируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, базовых социальных навыков (Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко). Процесс формирования социальных умений у дошкольников требует создания специальных психолого-педагогических условий в дошкольных учреждениях и, прежде всего, организации воспитательной деятельности дошкольников, направленной на достижение совместного результата деятельности детей. Такой учебной деятельностью педагога с детьми, обеспечивающей достижение совместного результата, является ведущая деятельность дошкольника - игра.

Темочки:

Игра - одно из самых замечательных явлений жизни, деятельность, которая может показаться на первый взгляд одновременно бесполезной и необходимой.

Невольно очаровывая и притягивая к себе как жизненное явление, игра оказалась для ребенка естественной деятельностью, мотив которой лежит в самой ее сути.

Отечественная дошкольная педагогика и психология признает самостоятельный характер развития общества дошкольников в группе детского сада, важнейшими структурными элементами которого являются игровые объединения, возникающие по инициативе самих детей, побуждающие их к самостоятельной, свободной от непосредственного влияния взрослого, детской деятельности и характерные для сюжетно-ролевой, творческой игры дошкольника.

Свободный от регуляции, игровой эффект позволяет ребенку выражать самые фантастические желания, свои мечты, он открывает широкое пространство для творчества, активности и изобретательности. Принимая на себя роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с бытующими у них правилами и мотивами поведения, которыми придерживаются взрослые в своей деятельности, в общении друг с другом.

В частности, играя роль рабочего в мастерской, ребенок пробует воспроизвести его ответственное отношение к своей работе, выступая в роли врача - заботливое и внимательное отношение к больному и т. д. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее.

Интерес к игре, желание играть хорошую роль настолько велики, что в этих условиях дети совершают действия, которые для них трудны, непривлекательны, либо воздерживаются от удовлетворения других желаний, возникающих по пути. Как писал Л. С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка», то есть, рассматривая игру как творческую деятельность, в которой отчетливо проявляется комбинирующая деятельность воображения, Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре создает новую творческую структуру, образ который принадлежит ему самому.

В процессе реальных взаимоотношений, которые разворачиваются в соответствии с правилами игры - при обсуждении её содержания, распределении ролей, игрового материала и т. д. - дети учатся принимать во внимание интересы друга, сострадать ему, идти на уступки и вносить собственный вклад в общее дело.

Зачастую образуются инциденты между детьми по поводу тех или иных аспектов организации и проведения игры. Предпосылкой подобных инцидентов, как правило, является неспособность скоординировать свои планы и действия.

В основном в игре осуществляется общение ребёнка со сверстниками. В общении детей друг с другом есть цели, которые должны быть выполнены. Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится концентрироваться на предметах, входящих в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Когда ребенок не учитывает условия игры, то его просто выгоняют сверстники. Потребность в общении со сверстниками заставляет ребенка целенаправленно концентрироваться и запоминать. Сосредоточенность, способность к волевым усилиям, необходимы для развития индивидуальных качеств.

Так опыт игровых и реальных взаимоотношений формирует основу особого свойства мышления, позволяющего принимать точку зрения других людей, предвидеть их возможное поведение и строить на этой основе свое собственное поведение. Игра способствует развитию рефлексии, так как дает реальную возможность контролировать, как реализуются социально - коммуникативные навыки, включенные в коммуникативный процесс.

Конечно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только лишь первоначальная форма деятельности, из которой потом вырастает искусство. Однако выявление креативных возможностей в игре даёт ребенку лучше понять окружающий мир, может дать ему некоторый жизненный опыт и вызывает потребность выразить его в своей деятельности.

В детском саду целостность разнообразных аспектов воспитания (умственного, нравственного, трудового, эстетического) может быть благополучно обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра отражает окружающую жизнь и в то же время она является наиболее доступной и интересной деятельностью для ребенка, являясь эффективным средством развития коммуникативных навыков у дошкольника, а также формой организации осмысленной жизни в детском саду.

Важнейшим условием игры как занимательной деятельности является наличие у ребенка познаний о находящихся вокруг его объектах (их назначении, свойствах, качествах, о событиях и явлениях реального мира.

Для реализации идеи игры дети должны иметь достоверную информацию об истинных действиях взрослых с предметами, об их отношении к всевозможным предметам и явлениям, о работе находящихся вокруг их людей и их отношениях. Однако детям нужен не просто некоторый запас знаний, а их осознание, изучение и увеличение практического опыта в их применении.

Такое вполне вероятно, в случае если процесс получения детьми знаний и умений оказывает большое влияние на их чувства, активизирует заинтересованность к окружающей жизни. И наиболее доступной формой решения этой задачи для ребенка является игра, выполняющая в ней некую роль. Игровые отношения отражают отношения между сюжетом и ролью. Настоящие отношения - это отношения детей как партнеров, друзей, исполняющих общую задачу. Они могут условиться о сюжете, распределении ролей, обговорить вопросы и недоразумения, образующиеся во время игры. В игровой деятельности дети формируют свою способность проявлять коммуникативные способности: игра требует от ребенка быть инициативным, общительным и способным координировать свои действия с действиями группы сверстников с целью установления и поддержания общения.

Немалую роль для игры имеет формирование у детей способностей самоорганизации. Старшие дошкольники уже должны обладать способностью самостоятельно выбирать тему и роль, обдумать содержание игры и её ход, определять, что необходимо для выполнения условий игры. Чем активнее поведение ребенка в игре, чем дольше она длится, тем больше она приносит ему радости, тем глубже он понимает социальную сущность деятельности и отношений людей, тем лучше усваивает смысл социальных явлений.

Партнеры по игре должны четко следовать намеченной теме, а для этого они должны много знать, обладать определенными навыками и умениями. Постепенно, под руководством воспитателя, у игроков развивается умение распределять роли с учетом интересов, возможностей и желаний каждого. Игровые ассоциации, пока еще немногочисленные, приобретают, по результатам исследований В. Я. Вороновой, более длительный и устойчивый характер. Это стремление детей к более высокому уровню игрового взаимодействия должно быть использовано педагогом для формирования у них навыков общения, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, то есть всего того, что требуется для жизни в коллективе.

В процессе игрового общения старших детей создается команда. Игровая группа-это группа взаимодействующих детей с отношениями сотрудничества, подчинения и взаимного контроля, которые обеспечивают каждому ребенку равные права играть активную роль и притворяться в игре. В дружной игровой команде дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать споры и конфликты. В настоящей хорошей игре всегда есть увлекательная цель, которая мобилизует физические и умственные силы ребенка, развивает его организаторские способности, прививает навыки самодисциплины.

Детские игры носят целенаправленный характер. Необходимо обеспечить детям самостоятельность в постановке целей и умение их достигать. В игре важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал и строил. Только тогда они развивают инициативу, настойчивость, изобретательность и навыки командной работы. Отражение общественной жизни в игре обнаруживается во всем: в сюжете и правилах, в обращении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в их действиях, поступках, разговорах и репликах.

В зависимости от содержания игры ребенок испытывает самые разнообразные чувства, но преобладающими из них являются радость и удовольствие. Возникающее чувство радости создает эмоциональный подъем психических сил ребенка, что наиболее благоприятно для приобретения им навыков взаимоотношений в коллективе.

По мнению исследователей, дети старшего дошкольного возраста предпочитают игры с правилами, к которым относятся подвижные, дидактические и развивающие игры. В старшем дошкольном возрасте процесс речевого развития детей интенсифицируется. Он уже с большей вероятностью проявит свои эмоции, личный вкус в выборе языковых средств. Улучшается практическое использование речи при общении с другими людьми (ребенок способен донести мысль до собеседника, вести диалог, регулировать свое поведение в зависимости от слов собеседника и т. д.). Слова учителя - их пояснения, дополнительные пояснения, вопросы - углубляют знания, направляют, регулируют деятельность и поведение детей. В самостоятельной деятельности дети начинают мысленно сначала составлять план, а затем выполнять свою работу, т. е. дети этого возраста уже имеют доступ к элементам планирования своей деятельности.

У старших дошкольников более глубокие познавательные интересы. Об этом свидетельствуют их многочисленные вопросы: «Почему? Зачем?» - относительно сущности явлений, их причин и следствий. Вопросы и споры детей во время игры часто касаются ее содержания, хода и проявляют любознательность и интерес к знаниям ее участников, их желание узнать больше и точнее по этой теме.

В образовательном процессе, организованном для детей старшего дошкольного возраста, основное место исследователи отводят дидактической игре. Она выступает как метод обучения, как средство закрепления и углубления знаний и умений, как средство воспитания.

Традиционно проблема общения рассматривалась в контексте творческих, сюжетно-ролевых игр детей. Т. В. Антонова отметила, что в ролевых играх существует два вида общения: собственно- игровое и организационное. Игровое общение определяется сюжетом, содержанием игры и осуществляется от имени принятых на себя ролей. Организационная коммуникация имеет место при выборе темы игры, определении состава участников, распределении ролей и контроле за выполнением правил поведения в игре.

Есть много общего между ролевыми играми и играми с правилами. Таким образом, можно сказать, что к тому времени, когда игры с правилами начинают занимать значительное место в жизни ребенка, у него уже имеется определенный запас коммуникативных умений, возникающих по поводу организационно-деловой стороны игры с ролями, которые должны быть теоретически и практически развиты.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр
Опубликовано: 19 декабря 2020 в 22:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Стоцкая (УИ 1616919) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД