Приложение МААМ

Педагогические условия формирования познавательной активности дошкольников средствами продуктивной деятельности

Валентина Газарян
Педагогические условия формирования познавательной активности дошкольников средствами продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно положению Федерального государственного стандарта дошкольного образования формирование познавательной активности представляет собой актуальную проблему в дошкольной педагогике. Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Познавательная активность – это действие эмоционально-оценочного отношения ребенка дошкольного возраста к процессу и результату познания, которое проявляется в его желании познать новое, преодолении различных трудностей на пути к получению знаний, приложении максимальных волевых усилий в ходе познавательной, продуктивной деятельности [6].

Публикация «Педагогические условия формирования познавательной активности дошкольников средствами продуктивной деятельности» размещена в разделах

Познавательная активность дошкольников развивается в процессе продуктивной деятельности, организованной педагогами дошкольной образовательной организации.

В условиях дошкольного образования продуктивная деятельность ребенка проходит под руководством воспитателя, ее результатом является появление какого-либо продукта детской деятельности.

Продуктивная деятельность создает благоприятные педагогические условия для процесса социализации дошкольников. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игровой имеет решающее значение для развития детской психики.

Продуктивная деятельность дошкольников – вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе [5].

В исследовании А. А. Грибовской отмечается, что в процессе продуктивной деятельности у дошкольника формируются такие важные личностные качества, как: познавательная активность, самостоятельность, инициативность, креативность, являющиеся основными компонентами творческой деятельности [1].

В продуктивной деятельности ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в процессе продумывания содержания деятельности, подбирать материалы, использовать разнообразные средства художественной выразительности [1].

В ходе созидательной продуктивной деятельности дошкольники учатся практическим навыкам, которые позже понадобятся им для самой разнообразной работы: умелость, практичность. Кроме того, в данном виде деятельности дети освобождаются от страхов и перенапряжения.

Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности предполагает создание педагогом соответствующих психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности, следующие:

1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности.

Н. В. Попова подчеркивает, что при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности обеспечивается личностное своеобразие развития детей, возможности максимального развития особенностей ребенка. Без учета индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано [3].

Дошкольный возраст – благоприятный возрастной период для развития познавательной активности в продуктивных видах деятельности. Задача педагогов – создать условия для полноценного развития продуктивного вида деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада по познавательному развитию строится на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта, основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации и рабочей программы каждой возрастной группы.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает:

- развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательной активности, становление сознания;

- активизацию воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Создание развивающей предметно-развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности [4].

3. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности дошкольника в процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности (НОД) включают изобразительную и конструктивную.

Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [1].

Изобразительная деятельность на НОД представлена следующими видами – рисованием, лепкой, аппликацией.

Поэтому общие задачи, которые возлагаются на продуктивную деятельность, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

4. Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей предполагает :

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого на НОД по познавательному развитию;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- вовлечение родителей в совместную с детьми продуктивную деятельность [2].

Помимо традиционных форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности целесообразно использовать инновационные формы и методы работы : «круглый стол» по теме развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, тематические выставки совместного творчества, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, семейные проекты, открытые НОД по познавательному развитию для просмотра родителей, ринги детей и родителей, интервью с родителями и детьми на тему развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, родительская гостиная, конкурс семейных талантов и др.

Таким образом, к психолого-педагогическим условиям формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности относятся :

1) учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности;

2) организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие»;

3) проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста;

4) взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей.

Список литературы

1. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М., 2009. – 247 с.

2. Максимова Т. В. Проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников / Т. В. Максимова, Н. А. Старосветская // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 367-370.

3. Попова Н. В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста : автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Барнаул, 2002. - 22 с.

4. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2010. – №6. – С. 15-23.

5. Чайкина Ж. В. Организация детского творчества в системе дополнительного образования: учеб. -мет. пособие. - Н. Новгород, 2009. – 59 с.

6. Чуприкова Н. И. Познавательная активность и память. - М. : Московский психолого-социальный университет (МПСУ, 2010. - 46 c.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования познавательной активности дошкольников средствами продуктивной деятельности
Опубликовано: 23 июня 2024 в 13:38
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования познавательной активности дошкольников средствами продуктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Газарян (УИ 79813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД