Юлия Боброва
Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития художественного творчества и способностей детей к изобразительной деятельности (Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. Б. Халезова, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют на развитие познавательной активности ребёнка и его способностей к творчеству.
Публикация «Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Т. С. Комарова выделила следующие характеристики личности человека, определяющие его способность к творческой деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе воображение, ручная умелость, эмоционально-положительное отношение к деятельности. Все эти характеристики личности ребёнка педагог должен развивать в процессе работы с разными материалами. Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации.
Художественная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами создания изображений. Результатом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребёнка надо учить правильно пользоваться различными изобразительными материалами, учить технике рисования, знакомить с нетрадиционными художественными техниками. Художественно-творческая деятельность развивает познавательную активность ребёнка, выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребёнка.
Важным средством художественно-творческого развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
К эффективным методам художественно-творческого развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Для успешного формирования у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей в процессе использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования необходимо свои усилия направить на решение основных задач:
- выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, определить доступность для старших дошкольников средств выразительности;
- разработать технические карты и методики ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными художественными техниками и создать педагогические условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, нетрадиционными художественными техниками;
-обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам работы в нетрадиционных художественных техниках, учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников;
-обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста и создать условия для творческого применения полученных умений и навыков на других занятиях, в самостоятельной художественной деятельности, в оформительской деятельности и в повседневной жизни;
- поддерживать стремление сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, объединять разные способы изображения.
Работа с дошкольниками по формированию художественно-творческих способностей в процессе использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования показывает, что одним из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми.
Очень важно научить детей комбинировать традиционные методы рисования с нетрадиционными. Особое внимание уделялось при этом развитию коллективного детского творчества с использованием нетрадиционных методов рисования, дети работают дружно, увлеченно, помогают друг другу советами. В процессе этих занятий ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяют отношение к жизни и о своем месте в ней, приобретают опыт коллективного взаимодействия. Большое значение имеет индивидуальная работа с детьми, не усвоившими материал, невнимательными, неусидчивыми или неуверенными в себе.
Дети в процессе художественного творчества стали заметно активнее, они трудятся увлеченно, экспериментируют с художественными материалами и инструментами. При этом появляются новые стимулы для развития эмоциональной сферы ребенка, дети получают опыт переживания и выражения своих творческих находок.