Получи документы

Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях

Тамара Виноградова
Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях»

Наше общество переживает в настоящее время духовно- нравственный кризис. Правила и нормы поведения не всегда имеют духовно-нравственное основание, часто в обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствуют бережные и чуткие отношения людей друг к другу и «в этих условиях особенно важно хранить верность тем традиционным духовно-нравственным идеалам, которые сформировали наше Отечество, его великую историю и культуру»[17]

Публикация «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» размещена в разделах

Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как показывает практика,корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях. Думается, что для реализации целей формирования духовно-нравственных ценностей, нельзя упускать возможности физкультурно- спортивных мероприятий. Мною было проведено исследование, направленное на выявление педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», соединившем воспитание и образование, в ст. 64 дано направление дошкольного образования в сторону формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия закреплена ст (1. 6:1) ФГОС дошкольного образования.

Так же в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»[2] в соответствии с ФГОС дошкольного образования дано направление на всестороннее развитие, «формирование духовных и общечеловеческих ценностей.

Решение этих сложных и многоплановых задач требует создания «развивающего пространства», способствующего осуществлению новых подходов к формированию гармонической личности.

В психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и представлены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников через организацию проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Возможно, это объясняется тем, что традиционная педагогика особую роль в механизме формирования ценностей отводит интеллектуальному компоненту и «различны мнения по проблеме духовно-нравственного воспитания», то есть, нет консенсуса в конкретном понимании такого многопланового понятия «духовно-нравственное воспитание»[12].

Основное содержание

1.«Теоретические основы и специфика духовно-нравственного воспитания на этапе дошкольного детства».

Здесь будут рассмотрены особенности духовно-нравственного воспитания на этапе дошкольного детства, выявлена взаимосвязь между понятиями формирование духовно-нравственных ценностей, гармоническим развитием человека, ведением здорового образа жизни.

Как показывает практика, корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях. Воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности требует не малых усилия со стороны родителей, педагогического коллектива образовательного учреждения, т. к особенностью духовно- нравственного воспитания является невозможность передачи способа духовного развития информационным путем, но только в процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанника.

Другая важная особенность состоит в том, что духовно- нравственную ценность может дать только тот, кто ее имеет. Отсюда появляются высокие требования к тем, с кем ребенок взаимодействует (семья, дошкольное учреждение, спортивные секции и т. д).

Процесс становления ядра личности может идти не только осознанно, но и неосознанно, и идет более интенсивно именно в дошкольном детстве, о чем свидетельствуют ведущие психологи отечественных (Л. С. Выгодский[4], А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. В. С. Мухина и др.) и зарубежных научных школ (А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер и др.). Способность дошкольников «впитывать» нормы, правила, образцы духовно-нравственного поведения позволяет проводить работу по формированию духовно-нравственных ценностей с детства.

Большинство исследователей указывают только на отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания : справедливых взаимоотношений (О. М. Гостюхина, доброжелательных (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Сокольникова М. Н. [19], формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни Кувшинова О. А[11],отзывчивости (М. В. Воробьева, гуманистической направленности поведения (С. А. Улитко, П. А. Цуканова, патриотизма (Л. В. Кокуева)[10], воспитания доброжелательных отношений на уроках физкультуры (Сокольникова М. Н, воспитания правил поведения (Киянченко Е. А)[9], экологической воспитанности (Маркова Т. А)[13]. В исследованиях Т. И. Ерофеевой, Р. А. Иванковой, Н. П. Флегантовой и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Ряд работ посвящено роли взрослых (Л. Н. Башлакова, Д. Р. Цанава и др., эмоциональному сближению взрослого и ребенка на физкультурных занятиях (М. Н. Попова)[18], особой значимости норм и правил (Т. П. Гаврилова и др.) в воспитании данных взаимоотношений. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. отмечают важность и значимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Т. Н. Бабаева, Т. С. Комарова, О. Л. Князева, Е. И. Корнеева, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, Л. Е. Никонова, Н. А Ноткина, Е. В. Пчелинцева, Т. А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.

Понятие духовно-нравственный состоит из двух слов, слившихся воедино. В зависимости от того, что нравится больше людям в том или ином обществе, мы говорим о нравах этого общества. Только нравится часто каждому свое. Иногда людям нравится то, что другим совсем не нравится. Человек, выросший среди людей, обычно понимает, почему это хорошо, а это плохо. Когда философы и историки сравнили, что говорили о нравственности разные народы в разные времена, то пришли к выводу, что между народами есть нечто общее. Это общее стали называть «золотое правило нравственности». И звучит оно очень просто «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»[7].

Ответ на вопрос о том, почему люди приходят к согласию в нравственных вопросах и как получается, что разные люди понимают одинаково где добро, а где зло лежит в понятии слова «духовный».

Слово «духовный» связано с однокоренными словами: «дух»- «воздух»- «воздушный»- «душа»- «дышать»- «дыхание». .Многие века люди считали, что живой предмет отличается от неживого тем, что в нем живет душа, а что делает душу бессмертной стали называть духом.

Нравственность имеет горизонтальную направленность в пространстве, то есть социальную, а духовность имеет вертикальную направленность в пространстве, то есть к Богу.

Так как в основе любой воспитательной концепции лежат антропологические знания, воспользуемся схемой, предложенной гранд доктором психологии А. А. Морозом в своей работе «Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии» [14]

Природа человека имеет иерархическую структуру соподчинения трех ипостасей-дух, душа, тело,при этом дух занимает ведущее место.

Каждая часть личности нуждается не только в питании, но и в формировании, .т. е в усовершенствовании. Дух создан для связи с духовным миром, душа для взаимодействия с себе подобными, телом человек взаимодействует с внешним видимым миром.

Патриарх Кирилл утверждает: «Нравственная основа человека является критерием

истины. Нравственность — это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы, которой является голос нашей совести»[16]. Можно сказать, что нравственность- это некий внутренний выбор человека, связанный с различением добра и зла. Иными словами: «Духовное воспитание— это воспитание помыслов, а нравственное— поступков»[15].

Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. Однако, до настоящего времени эти возможности практически не учтены и, следовательно, недостаточно реализуются в двигательной деятельности дошкольников. Ни в практике, ни в теории физического воспитания не уделяется должного внимания нравственному воспитанию.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико- биологическая, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы— укрепление здоровья человека.

Сейчас весь мир озабочен здоровым образом жизни, но в основном сводит его к правильному питанию, занятию спортом и отсутствию вредных привычек, часто забывая о душевном, духовном и социальном благополучии.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой,учебной, общественной, семейно-бытовой и других формах жизнедеятельности, поэтому привлекает внимание с дошкольного детства[1].

Занятия физкультурой — одна из составляющих в укреплении тела, без которого, как мы видим, невозможно развиваться жизни духовной.

Физическое развитие в раннем детстве способствует созданию условий для развития эмоциональной сферы ребенка.

Физическое тело необходимо для устроения жизни человека на земле. Телом мы

соприкасаемся с внешним видимым миром, имеем связь с ним. Стремление к здоровому физическому телу- это духовно-нравственный процесс, так как душа без тела не может сделать на земле ничего, ни хорошего, ни плохого, ровно как и тело без души. А безнравственная душа в даже очень красивом теле может наделать много беды для себя и для окружающих. Общеизвестны примеры могущественного влияние психики человека на течение болезней, когда состояние духа определяет исход болезни, определяет качество жизни человека.

Из выше сказанного следует, что формирование духовно-нравственных ценностей это процесс становления качеств личности, направленный на здоровый образ жизни и на гармоническое развитие «в линиях внутренней иерархичности в человеке».

В детстве первыми начинают пробуждаться телесные силы, поэтому целесообразно начинать развивать интерес к двигательной деятельности с раннего детства; Через интерес к двигательной деятельности пробуждать развитие чувств, воли, разума, т. е запускать процесс становления духовно-нравственных качеств личности, без исполнения которых не возможно обеспечить безопасность человечеству.

Потребность в движении у ребенка заложена от природы, но чтобы вектор реализации этой потребности шел по руслу сохранения и приумножения здоровья (физического, психического и социального, необходимо мотивировать дошкольника делать правильный выбор, используя не только когнитивную сферу нравственного сознания, но чаще эмоциональную сферу нравственного сознания, передавая ему ту или иную эмоцию.

2. «Воспитательные возможности проведения физкультурно-спортивных

мероприятий, как условия формирования духовно-нравственных ценностей

дошкольников

Была проведена работа по изучению совокупности воспитательных возможностей физкультурно- спортивных мероприятий(«Детские Олимпийские игры», праздник «День защитника Отечества»,» Зеленый огонек» и т. д на базе ГБДОУ детский сад №39 Кировского района Санкт_Петербурга и ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт_Петербурга

Поскольку начало развития человека идет от удовлетворения низших потребностей (телесных) к высшим (душевным и духовным) и у ребенка просыпаются в начале потребности тела, физкультурно-спортивное мероприятие дает возможность дошкольнику реализовать свои телесные и душевные потребности.

Приобщая дошкольника к гармоническому развитию своего тела, ребенок переходит на следующий, более ценностный этап своего развития-душевный и духовный.

Человек не удовлетворяется до тех пор пока не будут удовлетворены все уровни его жизни (духовной, душевной, телесной). В дошкольном детстве, конечно, осознание собственной личности во всех составляющих только начинается и физическое развитие только тому начало.

Анализ проведенных мероприятий, который осуществился с помощью включенного наблюдения, бесед с детьми и родителями до и после мероприятий, интервью с воспитателями, характеристик фото отчетов, просмотра продуктов деятельности воспитанников привел к выявлению совокупности воспитательных возможностей, из которых целенаправленно выделены те обстоятельства процесса проведения мероприятий, которые могут эффективно повлиять на формирование духовно-нравственных ценностей дошкольника в ходе организации физкультурно-спортивных мероприятий, то есть выделены следующие педагогические условия :

1. Принятия дошкольника, как полноценного участника, на всех этапах проведения физкультурно-спортивного мероприятия;

2. Избрания тематики физкультурно- спортивного мероприятия отражает жизнь России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии;

3. Грамотного исполнения методологии в процессе проведения всех этапов физкультурно- спортивных мероприятий;

4. Являющего мастерство и личный пример коллектив;

5. Сохранения и укрепления здоровья дошкольника;

6. Личностно- ориентированного сопровождения дошкольника;

7. стимулирования и активизирования творческих проявлений ребенка;

8. Реализации подхода, основанного на послушании, ответственности за свой выбор и «золотом правиле»;

9. Знание педагогами христианской антропологии;

10. Целенаправленное создание атмосферы:

контроля со стороны педагогов за произносимые слова, честности, справедливости, уважения себя и других, здоровой самооценки, щедрости, довольства и благодарности, трудолюбия, радости, ответственности, прощения и послушания на всех этапов физкультурно-спортивного мероприятия.

Обследование дошкольников в ходе проведения, таким образом организованных физкультурно-спортивных мероприятий, показало положительную динамику изменения духовно-нравственного развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного сознания.

Обследование проводилось по методике «Сюжетные картинки»,«Беседа», «Сделаем вместе»(Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., Практикум по возрастной психологии, учебное пособие, 2-е издание, дополненное и переработанное, Речь, Санкт- Петербург, 2002., С. -259).

3. «Заключение»

В процессе, таким образом организованных мероприятий, происходит не только охрана и приумножение физического здоровья дошкольника, передача знания, формирования навыков и умений (в беге, в лазании, в метании, в прыжках и т. д, развитии физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации и т. д, но и формирование духовно-нравственных ценностей, личный рост взрослого и ребенка, нуждающегося в формировании духа, души и тела.

В связи с тем, что тематика исследования затрагивает самые глубинные корни человеческого бытия, требуется дальнейшее изучение и нахождение новых подходов, методов, методик и способов решения поставленных человечеству задач.

Библиографический список:

1. Андреева Н. А Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-formirovanii-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detei-doshkolnogo-v#ixzz3OMH5dW7P .

2. Вераксы Н. Е, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ,Издание 3-е, исправленное и дополненное. ,Издательство Мозаика-Синтез,М., 2014., c-9.

3. Вартанян И. А. «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», Санкт-Петербург 2007, c.49.

4. Выгодский Л. С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. :В6т. Т. 2М. ,Педагогика,1982. С. 504.

5. Гиппенкрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : 2007. С. 240., 240c.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М. «Просвещение», 2009.,c.18.19).

7. Евангелие от Луки, Российское библейское общество, Москва,2008.,. 6:31

8. Евангелие от Иоанна,Российское библейское общество, Москва,2008., 14:23.

9. Киянченко Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predstavlenii-ob-otnositelnoi-znachimost#ixzz3OMBMyHfo

10. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов dslib.net https://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/vospitanie-patriotizma-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

11. Кувшинова О. А. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни. Научная библиотека диссертаций и

авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osoznannogo-vypolneniya-obshcherazvivayushchikh-uprazhnenii-detmi-shestogo-goda#ixzz3OMGYEs24

12. Лапина О. А. Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике. Электронный

ресурс. 10.09.14.https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-printsipov-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-svetskoy-i-pravoslavnoy-pedagogike

13. Маркова Т. А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-ekologicheskoi-vospitannosti-detei-starshego-doshkoln#ixzz3OMF0EsET

14. Мороз А. А. Автореферат; на соискание ученой степени гранд доктора психологии в области общей психологии; шифр специальностей по МВУС МУФО: 37.001; 29.071; 24.002;, Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии. ,Санкт- Петербург,2010

15. Остапенко А. А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? :Духовно- нравственное воспитание. -2008.-№6.-С. 20-22. Электронный ресурс. 7.09.14. https://ost101.narod.ru/2008_dnv_6.pdf

16. Патриарх Кирилл, Московский и Всея Руси (Гундяев). Патриарх и молодежь:разговор без дипломатии. -Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник,2013г. С. 208.

17. Патриарх Кирилл. Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В. В. Путину с днем рождения. Электронный ресурс. 10.10.14. https://www.patriarchia.ru/db/text/3777677.html

18. Попова М. Н. Навстречу друг другу. Ленинградский областной институт развития образования, Спб. ,2001.

19. Сокольникова М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/vospitanie-dobrozhelatelnykh-otnoshenii-u-starshikh-doshkolnikov-na-fizkulturnykh-zanyatiyak#ixzz3OMFeoN37

20. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»

Публикации по теме:

Семья как основа воспитания духовно-нравственных ценностей ребенка Семья как социальный институт в последние десятилетия в большинстве стран претерпела серьезные изменения, которые обусловливают падение.

Из опыта работы «Взаимодействие с семьей в формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников» 1 СЛАЙД Нашему детскому саду «Березка» немногим более 38 лет. Любой его выпускник, услышав это название, может вспомнить свое пребывание.

Консультация для педагогов «Система формирования нравственных ценностей у детей» Консультация для педагогов Система формирования нравственных ценностей у детей В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни Педагогические условия формирования у дошкольников здорового образа жизни. Реализация поведенческого компонента в разных видах деятельности.

Психолого-педагогические условия формирования стрессоустойчивости воспитанников детского дома Введение Одной из глобальных проблем российского общества нашего века стало увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей и.

Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников»Семинар-практикум «Народно-прикладное искусство как средство формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Cамым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено,.

Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Воспитание духовно – нравственных качеств и ценностей у детей младшего школьного возраста Железниченко С. С. Педагог дополнительного образования.

Взаимодействие ДОУ с семьёй при формировании духовно-нравственных ценностей у дошкольников. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 10:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Виноградова (УИ 729763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД