Тамара Виноградова
Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Реферат «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях»
Наше общество переживает в настоящее время духовно- нравственный кризис. Правила и нормы поведения не всегда имеют духовно-нравственное основание, часто в обществе царит равнодушие и бездуховность, отсутствуют бережные и чуткие отношения людей друг к другу и «в этих условиях особенно важно хранить верность тем традиционным духовно-нравственным идеалам, которые сформировали наше Отечество, его великую историю и культуру»[17]
Публикация «Педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях» размещена в разделах
Проблема духовно- нравственного воспитания дошкольников приобретает в настоящее время все большую актуальность. Как показывает практика,корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях. Думается, что для реализации целей формирования духовно-нравственных ценностей, нельзя упускать возможности физкультурно- спортивных мероприятий. Мною было проведено исследование, направленное на выявление педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников на физкультурно-спортивных мероприятиях.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», соединившем воспитание и образование, в ст. 64 дано направление дошкольного образования в сторону формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Поэтому охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия закреплена ст (1. 6:1) ФГОС дошкольного образования.
Так же в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы»[2] в соответствии с ФГОС дошкольного образования дано направление на всестороннее развитие, «формирование духовных и общечеловеческих ценностей.».
Решение этих сложных и многоплановых задач требует создания «развивающего пространства», способствующего осуществлению новых подходов к формированию гармонической личности.
В психолого-педагогической науке недостаточно исследованы и представлены вопросы формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников через организацию проведения физкультурно-спортивных мероприятий. Возможно, это объясняется тем, что традиционная педагогика особую роль в механизме формирования ценностей отводит интеллектуальному компоненту и «различны мнения по проблеме духовно-нравственного воспитания», то есть, нет консенсуса в конкретном понимании такого многопланового понятия «духовно-нравственное воспитание»[12].
Основное содержание
1.«Теоретические основы и специфика духовно-нравственного воспитания на этапе дошкольного детства».
Здесь будут рассмотрены особенности духовно-нравственного воспитания на этапе дошкольного детства, выявлена взаимосвязь между понятиями формирование духовно-нравственных ценностей, гармоническим развитием человека, ведением здорового образа жизни.
Как показывает практика, корни проблем, встречающихся у человека, часто лежат глубоко в детстве и кроются в искаженном представлении о ценностях. Воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности требует не малых усилия со стороны родителей, педагогического коллектива образовательного учреждения, т. к особенностью духовно- нравственного воспитания является невозможность передачи способа духовного развития информационным путем, но только в процессе совместной деятельности воспитателя и воспитанника.
Другая важная особенность состоит в том, что духовно- нравственную ценность может дать только тот, кто ее имеет. Отсюда появляются высокие требования к тем, с кем ребенок взаимодействует (семья, дошкольное учреждение, спортивные секции и т. д).
Процесс становления ядра личности может идти не только осознанно, но и неосознанно, и идет более интенсивно именно в дошкольном детстве, о чем свидетельствуют ведущие психологи отечественных (Л. С. Выгодский[4], А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин. В. С. Мухина и др.) и зарубежных научных школ (А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер и др.). Способность дошкольников «впитывать» нормы, правила, образцы духовно-нравственного поведения позволяет проводить работу по формированию духовно-нравственных ценностей с детства.
Большинство исследователей указывают только на отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания : справедливых взаимоотношений (О. М. Гостюхина, доброжелательных (Т. И. Бабаева, Т. И. Ерофеева, Сокольникова М. Н. [19], формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни Кувшинова О. А[11],отзывчивости (М. В. Воробьева, гуманистической направленности поведения (С. А. Улитко, П. А. Цуканова, патриотизма (Л. В. Кокуева)[10], воспитания доброжелательных отношений на уроках физкультуры (Сокольникова М. Н, воспитания правил поведения (Киянченко Е. А)[9], экологической воспитанности (Маркова Т. А)[13]. В исследованиях Т. И. Ерофеевой, Р. А. Иванковой, Н. П. Флегантовой и др. обсуждаются педагогические условия, способствующие формированию положительных гуманных взаимоотношений. Ряд работ посвящено роли взрослых (Л. Н. Башлакова, Д. Р. Цанава и др., эмоциональному сближению взрослого и ребенка на физкультурных занятиях (М. Н. Попова)[18], особой значимости норм и правил (Т. П. Гаврилова и др.) в воспитании данных взаимоотношений. Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. отмечают важность и значимость духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Т. Н. Бабаева, Т. С. Комарова, О. Л. Князева, Е. И. Корнеева, В. И. Логинова, М. Д. Маханева, Л. Е. Никонова, Н. А Ноткина, Е. В. Пчелинцева, Т. А. Ротанова и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими Родины-России.
Понятие духовно-нравственный состоит из двух слов, слившихся воедино. В зависимости от того, что нравится больше людям в том или ином обществе, мы говорим о нравах этого общества. Только нравится часто каждому свое. Иногда людям нравится то, что другим совсем не нравится. Человек, выросший среди людей, обычно понимает, почему это хорошо, а это плохо. Когда философы и историки сравнили, что говорили о нравственности разные народы в разные времена, то пришли к выводу, что между народами есть нечто общее. Это общее стали называть «золотое правило нравственности». И звучит оно очень просто «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»[7].
Ответ на вопрос о том, почему люди приходят к согласию в нравственных вопросах и как получается, что разные люди понимают одинаково где добро, а где зло лежит в понятии слова «духовный».
Слово «духовный» связано с однокоренными словами: «дух»- «воздух»- «воздушный»- «душа»- «дышать»- «дыхание». .Многие века люди считали, что живой предмет отличается от неживого тем, что в нем живет душа, а что делает душу бессмертной стали называть духом.
Нравственность имеет горизонтальную направленность в пространстве, то есть социальную, а духовность имеет вертикальную направленность в пространстве, то есть к Богу.
Так как в основе любой воспитательной концепции лежат антропологические знания, воспользуемся схемой, предложенной гранд доктором психологии А. А. Морозом в своей работе «Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии» [14]
Природа человека имеет иерархическую структуру соподчинения трех ипостасей-дух, душа, тело,при этом дух занимает ведущее место.
Каждая часть личности нуждается не только в питании, но и в формировании, .т. е в усовершенствовании. Дух создан для связи с духовным миром, душа для взаимодействия с себе подобными, телом человек взаимодействует с внешним видимым миром.
Патриарх Кирилл утверждает: «Нравственная основа человека является критерием
истины. Нравственность — это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы, которой является голос нашей совести»[16]. Можно сказать, что нравственность- это некий внутренний выбор человека, связанный с различением добра и зла. Иными словами: «Духовное воспитание— это воспитание помыслов, а нравственное— поступков»[15].
Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что физическое воспитание детей не должно ограничиваться только оздоровлением и формированием двигательных навыков, его надо связывать также с задачами нравственного воспитания. Однако, до настоящего времени эти возможности практически не учтены и, следовательно, недостаточно реализуются в двигательной деятельности дошкольников. Ни в практике, ни в теории физического воспитания не уделяется должного внимания нравственному воспитанию.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико- биологическая, однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы— укрепление здоровья человека.
Сейчас весь мир озабочен здоровым образом жизни, но в основном сводит его к правильному питанию, занятию спортом и отсутствию вредных привычек, часто забывая о душевном, духовном и социальном благополучии.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой,учебной, общественной, семейно-бытовой и других формах жизнедеятельности, поэтому привлекает внимание с дошкольного детства[1].
Занятия физкультурой — одна из составляющих в укреплении тела, без которого, как мы видим, невозможно развиваться жизни духовной.
Физическое развитие в раннем детстве способствует созданию условий для развития эмоциональной сферы ребенка.
Физическое тело необходимо для устроения жизни человека на земле. Телом мы
соприкасаемся с внешним видимым миром, имеем связь с ним. Стремление к здоровому физическому телу- это духовно-нравственный процесс, так как душа без тела не может сделать на земле ничего, ни хорошего, ни плохого, ровно как и тело без души. А безнравственная душа в даже очень красивом теле может наделать много беды для себя и для окружающих. Общеизвестны примеры могущественного влияние психики человека на течение болезней, когда состояние духа определяет исход болезни, определяет качество жизни человека.
Из выше сказанного следует, что формирование духовно-нравственных ценностей это процесс становления качеств личности, направленный на здоровый образ жизни и на гармоническое развитие «в линиях внутренней иерархичности в человеке».
В детстве первыми начинают пробуждаться телесные силы, поэтому целесообразно начинать развивать интерес к двигательной деятельности с раннего детства; Через интерес к двигательной деятельности пробуждать развитие чувств, воли, разума, т. е запускать процесс становления духовно-нравственных качеств личности, без исполнения которых не возможно обеспечить безопасность человечеству.
Потребность в движении у ребенка заложена от природы, но чтобы вектор реализации этой потребности шел по руслу сохранения и приумножения здоровья (физического, психического и социального, необходимо мотивировать дошкольника делать правильный выбор, используя не только когнитивную сферу нравственного сознания, но чаще эмоциональную сферу нравственного сознания, передавая ему ту или иную эмоцию.
2. «Воспитательные возможности проведения физкультурно-спортивных
мероприятий, как условия формирования духовно-нравственных ценностей
дошкольников.»
Была проведена работа по изучению совокупности воспитательных возможностей физкультурно- спортивных мероприятий(«Детские Олимпийские игры», праздник «День защитника Отечества»,» Зеленый огонек» и т. д на базе ГБДОУ детский сад №39 Кировского района Санкт_Петербурга и ГБДОУ детский сад №13 компенсирующего вида Кировского района Санкт_Петербурга
Поскольку начало развития человека идет от удовлетворения низших потребностей (телесных) к высшим (душевным и духовным) и у ребенка просыпаются в начале потребности тела, физкультурно-спортивное мероприятие дает возможность дошкольнику реализовать свои телесные и душевные потребности.
Приобщая дошкольника к гармоническому развитию своего тела, ребенок переходит на следующий, более ценностный этап своего развития-душевный и духовный.
Человек не удовлетворяется до тех пор пока не будут удовлетворены все уровни его жизни (духовной, душевной, телесной). В дошкольном детстве, конечно, осознание собственной личности во всех составляющих только начинается и физическое развитие только тому начало.
Анализ проведенных мероприятий, который осуществился с помощью включенного наблюдения, бесед с детьми и родителями до и после мероприятий, интервью с воспитателями, характеристик фото отчетов, просмотра продуктов деятельности воспитанников привел к выявлению совокупности воспитательных возможностей, из которых целенаправленно выделены те обстоятельства процесса проведения мероприятий, которые могут эффективно повлиять на формирование духовно-нравственных ценностей дошкольника в ходе организации физкультурно-спортивных мероприятий, то есть выделены следующие педагогические условия :
1. Принятия дошкольника, как полноценного участника, на всех этапах проведения физкультурно-спортивного мероприятия;
2. Избрания тематики физкультурно- спортивного мероприятия отражает жизнь России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии;
3. Грамотного исполнения методологии в процессе проведения всех этапов физкультурно- спортивных мероприятий;
4. Являющего мастерство и личный пример коллектив;
5. Сохранения и укрепления здоровья дошкольника;
6. Личностно- ориентированного сопровождения дошкольника;
7. стимулирования и активизирования творческих проявлений ребенка;
8. Реализации подхода, основанного на послушании, ответственности за свой выбор и «золотом правиле»;
9. Знание педагогами христианской антропологии;
10. Целенаправленное создание атмосферы:
контроля со стороны педагогов за произносимые слова, честности, справедливости, уважения себя и других, здоровой самооценки, щедрости, довольства и благодарности, трудолюбия, радости, ответственности, прощения и послушания на всех этапов физкультурно-спортивного мероприятия.
Обследование дошкольников в ходе проведения, таким образом организованных физкультурно-спортивных мероприятий, показало положительную динамику изменения духовно-нравственного развития эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов нравственного сознания.
Обследование проводилось по методике «Сюжетные картинки»,«Беседа», «Сделаем вместе»(Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., Практикум по возрастной психологии, учебное пособие, 2-е издание, дополненное и переработанное, Речь, Санкт- Петербург, 2002., С. -259).
3. «Заключение»
В процессе, таким образом организованных мероприятий, происходит не только охрана и приумножение физического здоровья дошкольника, передача знания, формирования навыков и умений (в беге, в лазании, в метании, в прыжках и т. д, развитии физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации и т. д, но и формирование духовно-нравственных ценностей, личный рост взрослого и ребенка, нуждающегося в формировании духа, души и тела.
В связи с тем, что тематика исследования затрагивает самые глубинные корни человеческого бытия, требуется дальнейшее изучение и нахождение новых подходов, методов, методик и способов решения поставленных человечеству задач.
Библиографический список:
1. Андреева Н. А Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Научная библиотека диссертаций и авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-dou-i-semi-v-formirovanii-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detei-doshkolnogo-v#ixzz3OMH5dW7P .
2. Вераксы Н. Е, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ,Издание 3-е, исправленное и дополненное. ,Издательство Мозаика-Синтез,М., 2014., c-9.
3. Вартанян И. А. «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», Санкт-Петербург 2007, c.49.
4. Выгодский Л. С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. :В6т. Т. 2М. ,Педагогика,1982. С. 504.
5. Гиппенкрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : 2007. С. 240., 240c.
6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России М. «Просвещение», 2009.,c.18.19).
7. Евангелие от Луки, Российское библейское общество, Москва,2008.,. 6:31
8. Евангелие от Иоанна,Российское библейское общество, Москва,2008., 14:23.
9. Киянченко Е. А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-predstavlenii-ob-otnositelnoi-znachimost#ixzz3OMBMyHfo
10. Кокуева Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Электронная библиотека диссертаций и авторефератов dslib.net https://www.dslib.net/doshkoln-obrazovanie/vospitanie-patriotizma-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
11. Кувшинова О. А. Формирование осознанного выполнения общеразвивающих упражнений детьми шестого года жизни. Научная библиотека диссертаций и
авторефератов. DisserCat https://www.dissercat.com/content/formirovanie-osoznannogo-vypolneniya-obshcherazvivayushchikh-uprazhnenii-detmi-shestogo-goda#ixzz3OMGYEs24
12. Лапина О. А. Сравнительный анализ принципов духовно-нравственного воспитания в светской и православной педагогике. Электронный
ресурс. 10.09.14.https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-printsipov-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-v-svetskoy-i-pravoslavnoy-pedagogike
13. Маркова Т. А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-ekologicheskoi-vospitannosti-detei-starshego-doshkoln#ixzz3OMF0EsET
14. Мороз А. А. Автореферат; на соискание ученой степени гранд доктора психологии в области общей психологии; шифр специальностей по МВУС МУФО: 37.001; 29.071; 24.002;, Гармонизация систем знаний христианской, психологической и педагогической антропологии. ,Санкт- Петербург,2010
15. Остапенко А. А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? :Духовно- нравственное воспитание. -2008.-№6.-С. 20-22. Электронный ресурс. 7.09.14. https://ost101.narod.ru/2008_dnv_6.pdf
16. Патриарх Кирилл, Московский и Всея Руси (Гундяев). Патриарх и молодежь:разговор без дипломатии. -Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник,2013г. С. 208.
17. Патриарх Кирилл. Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту России В. В. Путину с днем рождения. Электронный ресурс. 10.10.14. https://www.patriarchia.ru/db/text/3777677.html
18. Попова М. Н. Навстречу друг другу. Ленинградский областной институт развития образования, Спб. ,2001.
19. Сокольникова М. Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat https://www.dissercat.com/content/vospitanie-dobrozhelatelnykh-otnoshenii-u-starshikh-doshkolnikov-na-fizkulturnykh-zanyatiyak#ixzz3OMFeoN37
20. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»