Наталья Крайнова
Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические средства
развития навыков общения и взаимодействия дошкольников
со взрослыми и сверстниками в старшей группе детского сада
Публикация «Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками в старшей группе» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В дошкольном возрасте общение со сверстниками играет очень важную роль в психическом развитии детей. Доказано, что если потребность ребенка-дошкольника в общении или совместной деятельности со сверстниками не удовлетворена, то она ничем не компенсируется, вызывая у него тяжелые переживания, состояние крайнего эмоционального неблагополучия.
Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве дефицит общения приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить проблему в общении «силовым» способом.
В дошкольном учреждении «дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, которое становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта».
Однако и у детей старшего дошкольного возраста наблюдается неустойчивость поведения, неумение перенести известные способы поведения в новые условия, дети слабо ориентируются в нравственных понятиях.
Процесс воспитания дошкольников осуществляется в единстве решения задач формирования моральных чувств, поведения и нравственных представлений. Поэтому я стала больше уделять внимания развитию и обогащению чувств детей, повышению степени их осознания детьми, формированию способности управлять чувствами. Свою работу я начала с использования психологических этюдов. Я предлагаю темы близкие и понятные детям («Ссора», «Обида», «Встреча»). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Утешение», «Поздравление» и т. п.). Сочиняя этюд, дети должны дать ответ на многие вопросы: где я нахожусь, откуда пришел, когда, почему, зачем, кто? Также я предлагаю детям придумать этюды на выражение основных эмоций: «Радость», «Гнев», «Грусть», «Страх». Такие этюды развивают умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста, а также формируют логику поведения, развивают память, внимание.
В группе мы с детьми читаем литературные произведения разных жанров, отражающие поведение людей в различных жизненных ситуациях, рассуждаем о поступках героев, их мотивах, и делаем выводы о том, как вести себя в различных ситуациях, чтобы выглядеть достойно.
Как-то раз я предложила послушать детям сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Послушав сказку, дети стали активно обсуждать её содержание, делились впечатлениями. Сказка детям очень понравилась. Для закрепления нравственных понятий в интересной и близкой детям игровой форме мною была разработана дидактическая игра «Цветик-семицветик» в форме мультимедийной презентации.
Алгоритм работы со слайдами:
Порядок слайдов обусловлен идеей выполнения заданий данных на каждом лепестке девочкой Женей по сказке «Цветик-семицветик» и может быть изменен по желанию пользователей. Алгоритм работы со слайдами таков: слайды №№1-11 просматриваются и анализируются детьми с комментариями взрослого. Предполагается использование отдельно слайдов, как самостоятельные игры.
№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1
Титульный лист с названием игры «Цветик-семицветик»
№2 На экране появляется девочка Женя. Голос со слайда: «Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала её в магазин за баранками. Купив баранки Женя возвращалась домой, да зазевалась по сторонам и не заметила, как незнакомая собака все баранки одну за другой и съела. Стала она догонять собаку, да и сама заблудилась.»
№ 3 Голос со слайда: «Вдруг откуда не возьмись, повстречалась ей старушка. Женя ей рассказала, что заблудилась и очень хочет попасть к себе домой. Пожалела её старушка и подарила ей цветок - цветик-семицветик, который поможет ей вернуться домой. Но для этого нужно выполнить ряд заданий.»
Рассмотрев данный слайд, воспитатель призывает детей помочь выполнить задания данные на каждом лепестке, чтобы Женя смогла вернуться домой к маме.
№ 4 1 задание: Голос со слайда: замени сказанное слово противоположным по смыслу словами. Например, грубый - ласковый. Голос со слайда проговаривает слово, а ребенок называет противоположное по смыслу.
Весёлый-…. грустный.
Добрый-…. злой.
Щедрый-…. жадный.
Храбрый-…. трусливый.
Грустный-….весёлый.
За правильный ответ по щелчку появляется сюжетная картинка.
№ 5 2 задание: Голос со слайда: «Помоги девочке Жене выбрать картинки с хорошими поступками».
Воспитатель предлагает рассмотреть детям сюжетные картинки и просит выбрать картинки с изображением хороших поступков, аргументируя свой ответ.
Если ребенок отвечает правильно, то по щелчку картинка с хорошим поступком остается на экране, а картинка с плохим поступком исчезает. В благодарность за правильный ответ звучат аплодисменты, а плохой поступок исчезает.
№ 6 3 задание: Голос со слайда: «Помоги Жене подобрать к картинкам ласковые слова».
Голос со слайда называет слово, а дети называют это слово ласково.
дерево – деревце
солнце-солнышко
птица – птичка
кошка – кошечка
гриб-грибочек
пчела-пчёлка
№7
4 задание: Голос со слайда: «Вспомни вежливые слова и доскажи с их помощью стихотворные строчки».
Звучит голос со слайда, чтобы прослушать стихотворную строчку - нажимаем на мышку.
За правильный ответ по щелчку мышью появляется картинка.
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).
Друга встретил ты в обед и сказал ему….(Привет).
Если девочка больна, хрипло кашляет она и раз пять чихает снова, скажем ей мы (Будь здорова).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (Спасибо).
№8
5 задание: Голос со слайда предлагает детям закончить стихотворение. За правильный ответ появляется соответствующая картинка из стихотворения А. Барто.
«Мишка»
«Зайка»
«Лошадка»
«Грузовик»
Голос со слайда предлагает детям найти картинку с хорошими поступками.
№9
Голос со слайда предлагает детям загадать желание и произносит волшебные слова-заклинания:
Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель говорит: «Вели, чтобы у всех задуманные желания обязательно исполнились! Чтобы все были здоровыми, счастливыми, весёлыми, добрыми».
№10
Голос со слайда : «Вот и выполнила Женя все задания данные на лепестках, радостная и весёлая вернулась домой».
№11
Педагог благодарит за помощь девочке, хвалит всех детей и высказывает уверенность в том, что дети будут поступать именно так, чтобы было хорошо не только им самим, но и окружающим.