Ольга Андреева
Педагогические средства в развитии актёрских способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт музыкального руководителя МБДОУ д. с № 107 «Искорка» г. Волжского Волгоградской обл. Андреевой Ольги Викторовны.
Педагогические средства в развитии актерских способностей детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Педагогические средства в развитии актёрских способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Современные дети много знают, но часто в общении сдержаны и малословны, реже восхищаются и удивляются, Ребята не умеют общаться друг с другом, они очень малословны в своих высказываниях, бояться выражать свои эмоции, чувства как в обычном разговоре, так и перед публикой.
С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Самый верный и успешный путь в решении всех существующих проблем — путь через игру, фантазирование и сочинительство. Театрализованные игры — успешная среда для развития всех качеств личности и способностей дошкольников, возможность реализовать себя, проявить через образы, краски, звуки, музыку. Синтезируя в себе различные виды искусства - музыку, живопись, танец, художественное слово и актёрскую игру, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. В процессе музыкально-театрализованной деятельности детей развиваются актёрские способности, проявляющиеся в умении создавать образы различных персонажей с помощью мимики лица, жестов, пластичных движений тела; владение сценической культурой речи в единстве всех её компонентов (дыхания, артикуляции, фонации, логики и интонационной выразительности голоса). На занятиях по актёрскому мастерству дети приобретают умение свободно держаться на сцене при выступлении, раскрепощаются и становятся уверенными в себе.
На музыкальных занятиях в процессе слушания музыкальных произведений дети учатся воспринимать музыку, ее выразительные средства и передавать свои музыкально-слуховые представления не только словестно, но и в движении. При проведении музыкальных игр на занятиях ребята с большим желанием стремятся взять главную роль, но вот справиться с ней удается немногим.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Так как она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием, игрой на детских — музыкальных инструментах, пришла идея выстраивать занятия в форме сюжетной игры, где все дети — активные участники музыкально — игрового действа. Сюжетом стали известные сказки, литературные произведения и отрывки из них, а музыкальным фоном - классическая и современная музыка. К поиску музыкальных произведений подошла серьезно. В основу фонотеки для проведения занятий и аранжировок инсценировок и фрагментов к спектаклю легли музыкальные произведения выдающихся классиков: П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, Н. Римского - Корсакова, И. Штрауса, Э. Грига, К. Дебюсси, Ф. Шуберта и др., а также композиторов современности - Шаинского, Гладкого, Струвэ и др. Музыка - великая сила в воспитании у ребят эстетических чувств и эмоциональный отклик имеет всегда очень чутко подобранная музыка.
Содержание занятий включает в себя:
-игры и упражнения на формирование сценического голоса (артикуляционная гимнастика через движение, упражнения на дыхание, дикцию, речевую интонацию, логику и фонацию.)
- этюды на пластику,
-тренинги по сценическому движению,
-пальчиковая гимнастика,
-упражнения на выразительность мимики с элементами пантомимики, -театральные этюды,
-инсценировки и разыгрывание сказок,
-работа с текстом сказки, со средствами ее драматизации : жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.
Важным звеном в формировании у дошкольников актерских способностей является работа над сценической культурой речи. Всем известно, что дети, не умея критически мыслить, подражают всему, что они видят и слышат. Но, более всего, подражают самым близким людям - родителям и педагогам. Манера разговора педагога, его интонации — образец для детей и средство воздействия на них, поэтому я, всегда помня об этом, стараюсь и считаю своим долгом непрерывно совершенствовать свою речь и использовать художественное слово. Как известно, передавать живую мысль в прочувственных образах — это искусство педагога, и я стараюсь овладеть этим искусством и научить ребят этому, так как разработанный голос с детства — гибкий, подвижный, послушный воле человека, способен точно, ярко передавать тончайшие чувства и мысли. Как научить детей владению этим искусством? Для этой цели я включила в занятия игры и упражнения для голоса и попыталась создать атмосферу искусства, сделать занятия радостными и увлекательными.
«Сегодня я - волшебница. Стоит мне взмахнуть волшебной палочкой, а вам три раза обернуться вокруг себя, как мы с вами очутимся в лесу! (звучит тихая музыка «Лес» из сюиты «Лесная сказка» К. Бобеску). Красивые могучие высокие деревья стоят, широко раскинув свои ветки»,— говорю я и побуждаю детей к перевоплощению. Выполнение пластического этюда детьми сопровождаю чтением поэтического стихотворения: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, красивой пестрою стеной стоит над дивною поляной!» Дети очень чутко реагируют на интонации, мимику, жест. Больше всего удается взволновать ребят, захватить их воображение, рассказывая так, словно сам стоишь в оцепенении и восхищаешься увиденным.
Требования к речи артистов на сцене очень высокие, поэтому огромное внимание в работе с детьми уделяется развитию сценического голоса в единстве всех его компонентов: речевого дыхания, дикции, постановки голоса. Как сделать речь детей звучной и выразительной. Каждое занятие по театрализованной деятельности предполагает речевую гимнастику, которая начинается с дыхательных упражнений на тренировку трех видов дыхания: плавного, сильного и прерывистого выдоха. Цель такой работы - научить ребят легко переключать дыхание в различные ритмы, диктуемые различными характерами речи. Для тренировки спокойного выдоха я использую упражнения «Цветок распускается», «Ветер свистит», для сильного выдоха «Резиновые игрушки», «Дровосеки», «Пильщики дров», для прерывистого выдыхания «Мой веселый звонкий мяч». Работа над дыханием и дикцией — начало речевой постановки голоса. Упражнения «Стон», «Шмель», «Колыбельная», «Больной зуб» способствуют формированию правильного направления звука. Затем учу детей правильной фонации звучания голоса. К согласному «М» подключаю гласные в последовательности «и э а о у ы» и прошу детей мягко, без толчков произносить звуки. Далее перехожу к тренировке правильного звучания на коротких текстах. Для четкого произношения использую прием «ввинчивания лампочки» (каждое слово или слог произношу медленно, четко, рукою «ввинчивая лампочку»). Как предостерегал К. С. Станиславский: нельзя в работе над дикцией делать упражнения мёртво, «без душевного участия», поэтому каждое речевое задание или упражнение я обыгрываю в различных ситуациях (например, лаская голодного бычка скороговоркой «бык, бык, тупогуб» или ругая от лица бабушки за потоптанную капусту.) Так шаг за шагом от занятия к занятию я развиваю технику речи моих воспитанников, демонстрируя и побуждая использовать силу, высоту, темп и тембр голоса. Большое место в работе над сценическим голосом отводиться упражнениям на интонационную выразительность. Очень важно научить ребят искусству диалога, воспитать умение общаться с партнером и со слушателем тоже. Для этой цели я включаю в занятия такие инсценировки как «Лиса и заяц», «Волк и лиса».
Важнейшей составляющей актерского мастерства является владение ритмопластикой. Режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский отмечал, что «не только органы речи, звуки, мышцы лица актера, но и все его тело должно быть технически приспособлено для выражения переживаний; тем более тело, потому что его положения и движения выражают после музыки наиболее обобщенно и более сжато и четко, чем слово, внутреннее состояние человека. Большим интересом у детей пользуются музыкально—пластические импровизации. Так, игру ветерка осенними листьями ребята очень чувственно передают в изящном кружении в причудливом танце под музыку «Осенний сон» А. Джойса, а образ искрящихся снежинок, то медленно, то быстро опускающихся на землю и вновь взлетающих в своем волшебном зимнем танце, под музыку «Вальса» В. Ребикова из оперы «Ёлка».
Добываясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью жестов. Объясняю детям, что жест не должен быть самоцелью, он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами. Для обучения жестикуляции использую такие этюды, как «Плач», «Уходи», «До свидания», «Иди ко мне» и другие.
В театральные тренинги включаю и общеразвивающие игры на развитие внимания, воображения и фантазии, умения ориентироваться в окружающей обстановке, на память и быстроту реакции. Проводя коллективные игры, я создаю весёлую и непринуждённую обстановку, подбадриваю зажатых и скованных детей, не акцентирую внимание на промахах и ошибках. Для того чтобы дети могли оценить творческие работы своих товарищей, делю детей на исполнителей и зрителей. Все занятия по театральной деятельности включают в себя превращения. Играя, дети превращаются в деревья, в цветы, в птиц, животных, в явления неживой природы. В процессе импровизаций развиваются многие качества, необходимые для участия в спектакле: фантазия, выдумка, смекалка, умение действовать в условиях вымысла.
Создание спектакля в дошкольном учреждении - дело увлекательное и очень благотворное. Все наши спектакли музыкальные. Дети—артисты не только действуют на сцене, они и танцуют, и играют на детских музыкальных инструментах. В процессе разучивания роли, дети применяют все свои актерские способности для того, чтобы сценический образ выразить ярче и точнее. Какое счастье, - говорим мы, - видеть счастливые гордые лица наших артистов в конце спектакля. Дерзайте, ребята!
.