Ирина Шурховецкая
Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические подходы
к обучению детей правилам
современного этикета.
Составила ст. воспитатель: Шурховецкая И. А.
Одни из самых первых представлений о нормах поведения ребёнок получает в семье и детском саду. Вот один из примеров: мама говорит трё хлетнему малышу: «Что надо сказать девочке за угощение? Молодец, ты вежливый мальчик». Бабушка, умывая лицо внучке, приговаривает: «Будешь чистой, заинька, будет у тебя много друзей».
Публикация «Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета» размещена в разделах
В детском саду ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение правил поведения необходимо для нормального существования детского коллектива, и воспитатель формирует представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника со сверстниками, родителями, другими взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми, помогая ориентироваться в общественной жизни и формируя навыки позитивного общения.
Одни дети входят в сложный мир общения легко и свободно, другие пугаются, испытывают дискомфорт. Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании норм человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта.
Ребёнок кое-что знает из родительских рассказов и самостоятельных наблюдений за окружающим миром. Наша задача - расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, принятую в обществе и доступную детскому пониманию.
В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. «Почему надо здороваться при встрече? Хорошо ли в гостях обижаться и капризничать? Можно ли сесть за обеденный стол с грязными руками? Почему нельзя? Приятно ли другим участникам застолья смотреть на грязные руки?»
Следует выбрать правильный тон общения воспитателя и воспитанника. Уважение к ребёнку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению ко взрослым по имени отчеству.
Испытывая радость от общения с воспитателем, дети верят в правоту его слов. Необходимый настрой создаёт и выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе и на занятии, в котором приняты основные правила : умение сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения (мы собрались для того, чтобы узнать и научиться, не бояться ошибаться, не смеяться над ошибками других.
В дошкольном возрасте важно формировать понимание своего места в мире. Отец и сын, старый и малый, воспитатель и воспитанник - между ними нет полного равенства. Первые имеют опыт, знания, положение и т. д. Вторые только начинают жить, приступают к познанию жизни. Они могут стать равными первым, проделав над собой огромную, серьёзную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основой общества является взаимодействие тех и других, их взаимопомощь и взаимопонимание. Это осознание происходит как в семье, так и в группе детского сада. Воспитатель с детьми разбирает такие важные вопросы, как: кто ты в нашей группе, кем являются для тебя другие дети и воспитатель, с кем можно играть, кого следует слушаться, можно ли спорить, обижать окружающих, капризничать, отстаивать свою точку зрения, надо ли помогать и ждать помощи от других, что можно сказать взрослому человеку или товарищу, а что нельзя и почему.
Обучение дошкольников правилам этикета осуществляется в два этапа: на первом формируются первоначальные представления о правилах поведения, на втором, в старшей и подготовительной к школе группах, даются понятия: «правила поведения», «их нравственная и эстетическая основа». Формирование основ поведенческой культуры происходит следующим образом: мы должны дать ребёнку
1. Знание правил этикета
2. Понимание его разумности и необходимости
3. Умение применять его практически
4. Эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным правилом поведения, чувствовал, что хорошо и что плохо. Пройдя этот цикл, мы возвращаемся к изучаемому правилу снова, но на более глубокой основе.
Мы формируем поведение, основанное на нормах этикета, постоянно, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты, реальные и специально созданные ситуации. Например, воспитатель собирается почитать детям. Дети рассаживаются. Кате стула не хватило. Что она и другие дети будут делать в данной ситуации? Даниил отдал девочке свой стул. «Молодец, Даниил,- говорит воспитатель - ты внимательный и заботливый человек. Возьми стул из раздевалки, и мы начнём читать». Закрепление норм поведения и позитивная оценка создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия.
Для формирования этикетного поведения необходимы следующие условия.
1 Позитивный настрой. Нельзя обижать своих воспитанников, для чего используются обращения по именам, внимание, похвалы и т. д.
2 Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребёнок оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Желательно, чтобы воспитатель оценивал своё поведение с позицией разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия его собственным словам. Воспитатель должен продумывать всё что помогает достижению главной цели – созданию творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3 Связь с семьёй. Это условие позволяет выработать единство требований к ребёнку. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности при сочетании педагогического руководства с развитием детской инициативы и самостоятельности, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, при единстве требований воспитателя и родителей.
Дошкольники в результате проводимой работы должны понимать разумность и необходимость поведенческих правил, их нравственную основу (уважение и доброжелательность к другим людям, должны стремиться к выработке хороших манер, к уважению национальных традиций.
Способы педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета :
Приучение. Детям задают образец поведения и затем контролируют точность выполнения того или иного правила, например, за столом во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. «Серёжа, посмотри, как надо держать в руке нож и вилку…Что надо сделать, когда приходят гости?»
Упражнения. То или иное действие многократно повторяется. При этом следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности такого действия.
Организация воспитывающих ситуаций. Приближает детей к реальным жизненным условиям, ибо они оказываются перед выбором, например, есть вилкой и ножом или одной вилкой.
Поощрение. Широко используемый метод, реализуемый различными способами. Он побуждает детей к выбору правильного поведенческого шага в результате его нравственного потенциала.
Наказание. Должно применяться только при условии невозможности использования других мер воздействия. Цель наказания – пробудить желание поступать хорошо, на основе норм этикета.
Пример для подражания. Является своеобразным наглядным образцом. Примером могут быть воспитатели, родители, дети, литературные и сказочные герои.
Словесные методы помогают более осознанному пониманию поведенческих правил, но применяя их, следует избегать скучных и долгих нотаций. Жизненная или сказочная история создаёт необходимый эмоциональный фон для восприятия правил поведения. Ведь детский опыт ещё невелик, поэтому надо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступать в той или иной ситуации. Кроме того, беседа помогает выяснить, знают и понимают ли дети нормы и правила поведения. Её разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, при этом каждый ребёнок может высказать своё мнение.
Нельзя забывать и о том, что обучение правильному поведению способствует речевому развитию детей, актуализации этико - поведенческих понятий, что достигается с помощью систематического проведения словарной работы.
Несколько слов о размещении детей на занятиях по изучению этикета. Наиболее разумно предложить им места на стульях, поставленных кругом или полукругом. Воспитатель сидит среди детей на таком же невысоком стуле, чтобы его глаза были примерно на том же уровне, что и у воспитанников. Если в занятии участвуют и родители, можно поставить стулья в 2 полукруга: детские, за ними взрослые. Это даёт возможность ребёнку легко и свободно выйти в круг, чтобы выполнить то или иное упражнение, проиграть сценку. На занятиях по столовому этикету, на которых особенно важно присутствие родителей, желательно каждому ребёнку и его гостю предоставить отдельный стол.
Итак, знать и уметь соблюдать правила этикета надо, а чтобы они вошли в привычку, обучать этому детей необходимо с самого раннего возраста.