Галина Лифенко
Консультация «Педагогические Идеи А. С. Макаренко»
Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.
В начале 20-го века большинство педагогов считали, что у каждого человека есть ряд врожденных характеристик, которые определяют его личность. Антон Семёнович был не согласен с тем, что человек «изначально хорош» или «изначально плох». Он был уверен, что все, особенно дети и подростки, нуждаются в уважении и понимании.
Публикация «Консультация „Педагогические Идеи А, С, Макаренко“» размещена в разделах
Макаренко также отвергал физическое наказание, обычную меру его времени. Доказав эффективность своей воспитательной системы в Полтавской колонии, в 1927 году Макаренко был назначен заведующим детским домом для беспризорных детей под Харьковом. Тысячи детей в Советском Союзе стали сиротами после гражданской и Первой мировой войны. Оставшись без родительской любви и заботы, многие из них стали несовершеннолетними преступниками. Детский дом под Харьковом был известен как место, куда самые неисправимые воры и мошенники помещались на реабилитацию. Инновационный педагог Макаренко сумел завоевать их уважение. В своем воспитании проблемных сирот он сочетал настойчивость и уважение, школьное образование и продуктивный труд.
Методы воспитания, разработанные Антоном Семёновичем, были высоко оценены Максимом Горьким, который считал, что «педагогический эксперимент Макаренко имеет значение для всего мира». Вдохновленный Горьким, писателем, которым он восхищался, Макаренко написал «Педагогическую поэму», основанную на реальных историях своих учеников из детского дома для беспризорных детей. В своей книге он показал, как правильное образование может превратить неконтролируемых и агрессивных подростков в достойных и ответственных граждан. «Педагогическая поэма», основная публикация Макаренко, имела большой успех не только в СССР, но и за рубежом. Антон Семёнович заслужил репутацию прогрессивного, инновационного и талантливого педагога.
Сообщество, работа и самоуправление являются ключевыми моментами в педагогике Макаренко. И его девизом было: «Не ныть!» Он был убежден, что личность ребенка должна развиваться во взаимодействии с другими.
«Общество и воспитание не могут быть разделены. На самом деле это обычные дети, которых судьба поставила в совершенно глупое положение», – написал он. В качестве альтернативы он предлагал сообщество, где они не только жили, но и работали вместе. Каждый ученик получал поддержку в своем индивидуальном и разностороннем развитии.
Цель воспитания по Макаренко состояла не только в содействии командной работе, полезности и терпимости, в понимании того, что можно достичь большего вместе. Это было привитие демократии и обучение всех руководить, организовывать, управлять – и быть подчиненными.
«Коллектив» является центральным понятием в педагогике Макаренко. Он утверждает, что социальные педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы – интегрированные социальные единицы, которые преследуют общие цели и лояльность среди членов.
По мнению Макаренко, коллектив – это связующее звено между человеком и обществом. Он описывает, как дискуссии, практическая работа и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых индивидуалистов в социально ориентированных существ и таким образом сформировать коллектив. По словам Макаренко, подчеркивание подчиненности индивида общему благу не означает игнорирования индивидуальности. Он не видит здесь никакого контраста, но считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста. В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность, а особые потребности принимаются во внимание.
Еще одна из идей педагогики Макаренко – учение о «завтрашней радости», идея о близких и далеких перспективах как о необходимых стимулах движения, совершенствования коллектива и отдельных личностей, из которых он состоит.
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблем семейного воспитания. Он доказал, что решающим фактором воспитания ребенка в семье является глубокое осознание родителями ответственности за его будущее. Антон Семенович был одним из первых, кто заговорил о том, что родители – это пример, который может вызывать как уважение, так и критику. В системе семейного воспитания можно выделить следующие основные направления: – нравственное (воспитание дисциплины, культурных навыков, – трудовое (воспитание в труде, – экономическое (семейное хозяйство, – половое.