Соболева Анна Алексеевна
Педагогическая практика «Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию основной образовательной программы ДО в деятельности ведущей для детей дошкольного возраста- игре. Ориентируясь на современные требования в системе образования и учитывая интересы и психологические особенности дошкольников в педагогической практике актуально использовать социо-игровую технологию.
Публикация «Педагогическая практика „Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Данная технология основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора, оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо.
Используемая практика ориентирует на поиск способов игрового общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослым. Таким образом, создаётся (раскручивается) ситуация доверия и взаимотворчества, позволяющая воспитанникам включаться в процесс добровольного и эффективного обучения, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Через игровое общение у дошкольников развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, преодолевается застенчивость, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Новизна практики состоит в интеграции её с элементами других современных педагогических технологий : ТРИЗ, мнемотехника, технология развития критического мышления. Этот приём позволяет поддерживать интерес и мотивировать детей на игровое общение и командное взаимодействие, способствует раскрытию творческого потенциала и индивидуальности каждого воспитанника.
Целевые ориентиры ФГОС направляют педагогов на обучение детей основным культурным способам деятельности, развитие у ребёнка инициативы, самостоятельности в разных видах деятельности-игре, общении, способности воспитанников к сотрудничеству. Наблюдая за совместной, самостоятельной деятельностью детей пришла к выводу, что большинство воспитанников имеют трудности в установлении дружеских взаимоотношений со сверстниками- не умеют договариваться, создают конфликтные ситуации, не желают помогать друг другу. Некоторые дошкольники испытывают затруднения в употреблении грамотной связной речи, не могут высказать своё мнение или просьбу. Во время образовательной деятельности в начале занятия с помощью сюрпризного момента, проблемной ситуации вызывала интерес и мотивировала детей на деятельность, но испытывала затруднения в удержании интереса на протяжении всего занятия.
Из бесед с родителями, наблюдения за их взаимодействием с детьми сделала вывод, что некоторые родители недостаточно заинтересованы в организации совместной деятельности с детьми, ведут себя обособленно, торопятся, интересуются только здоровьем и питанием ребенка. Проведя анкетирование «Игровое взаимодействие в семье», выяснила, что испытывают затруднения в организации игр с детьми, не владеют практическими знаниями и умениями в семейном игровом общении.
Целью представляемой практики является создание условий для развития ребёнка в игровом общении со сверстниками и взрослыми.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Научить детей эффективно, грамотно общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Познакомить родителей со способами и формами организации игрового взаимодействия с детьми.
3. Способствовать развитию у воспитанников активной позиции, самостоятельности, творчества.
4. Воспитывать у детей желание к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
5. Повысить профессиональную компетентность педагогов и применения на практике социо – игровой технологии.
Посещая ГМО по социо-игровой технологии, заинтересовалась данной темой и стала применять её в работе с детьми.
Во время реализации практики возникали трудности в общении детей между собой, воспитанники не выслушивали друг друга, провоцируя тем самым конфликтные ситуации. С помощью социо-коммуникативных игр, направленных на согласованность действий между собой, творческое самоутверждение, игровых заданий, способствующих актуализации имеющихся знаний у детей, воспитанники стали помогать друг другу, приходить к согласию, договариваться. Именно увлекательность данных игр, трудности в выполнении игровых заданий, сплотили коллектив и детям стало «некогда» ссориться.
Дети испытывали трудности в построении грамматически правильной речи, не могли связно высказать свои предположения. Это способствовало их не желанию работать в команде. Использование игр направленных на речевое развитие детей, системное включение их во все виды деятельности детей, способствовало повышению уровня речевого развития детей, а, следовательно, и мотивировало их на работу в команде.
Сущность социо-игрового стиля работы его основатели А. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения,и тренировки».
Данная технология позволяет воспитывать и обучать ребё нка под девизом: «Иди от детей. Вместе мы сила!». Педагог является равноправным партнёром с детьми по совместной деятельности. Главный принцип социо-игровой технологии- снятие с воспитателя судейской роли детского коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Достигаются эти задачи путём организации детской деятельности как игры-жизни между микрогруппами.
Воспитанники ориентированы на сверстников, а не на указания педагога они сами устанавливают правила игры. Общение детей происходит внутри компании и между малой группы, где дети договариваются, общаются, обсуждают проблему, находят пути её решения.
Интегрированный, системный подход в организации практики является одним из базовых принципов, т. к. способствует смене видов деятельности детей,даёт положительный результат в различных образовательных областях, в том числе развитии коммуникации у воспитанников. Позволяет сделать образовательный процесс увлекательным и значимым для детей и взрослых.
Социо-игровую технологию использую как при организации совместной деятельности детей и педагога, так и при организации самостоятельной деятельности воспитанников. Это даёт мне возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную. При создании предметно-развивающей среды в группе, с помощью дидактического, игрового и практического материала, мотивирую дошкольников на парное и командное взаимодействие.
Несмотря на то, что данная технология ориентирована на старший дошкольный возраст, элементы данной технологии использую в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Применение данной технологии организую в три этапа, которые направлены на создание условий для развития дружеских связей - младший возраст, на общение в малых группах – средний дошкольный возраст и взаимообучение дошкольников, работа в команде - старший дошкольный возраст.
На первом этапе работы с целью создания доброжелательных отношений и коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста разработала и реализовала перспективный план работы по социально-коммуникативному направлению, включающий коммуникативные игры и задания, а также речевые упражнения. Так с целью развития интереса у детей друг к другу включала в совместную деятельность детей игры «Узнай по голосу», «Сравни себя с другими». Для согласования собственных действий с действиями сверстника проводила игры для рабочего настроя «Передай улыбку», «Волшебная палочка», игры-разминки «Руки- ноги», «Эхо».
Для выполнения игровых заданий, развития интереса к совместной деятельности со сверстником, на занятиях объединяла младших дошкольников в пары с помощью различных приёмов «Собери картинку», «Подбери пару по цвету», «Парные картинки».
При работе с детьми среднего дошкольного возраста с помощью приёма невербального общения «Разведчики» объединяла детей в пары, тройки. Для саморегуляции поведения дошкольников, развития мышления, речи, произвольного внимания и памяти включала в совместную и самостоятельную деятельность детей игры с правилами «Фанты»,«Испорченный телефон», «Лото». В конце учебного года на занятиях и в свободной деятельности с целью развития увоспитанников умения сообща выполнять различные игровые задания объединяла их в малые группы «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Превращения».
На втором и третьем этапе реализации практики с целью создания интереса, мотивации детей к сотрудничеству между собой, усвоению программного материала разработала картотеку социо-игровых заданий для детей среднего и старшего дошкольного возраста. При разработке данных заданий сочетала социо-игровые приёмы с элементами технологий : ТРИЗ :«Превращение предмета», «Метод МФО» ,«Подзорная труба», «Да-нет»; «Технология развития критического мышления»- «Ассоциативный куст», «Пирамида предсказаний»; мнемотехника –составление рассказов по картинкам, мнемотаблицам выкладывание мнемодорожек, изготовление мнемотаблиц.
Применение социо-коммуникативных игр, заданий,создание развивающей среды, проблемных ситуаций мотивировало дошкольников на игровое общение и командное взаимодействие между участниками, а также команд между собой.
При разработке и выборе игровых заданий, применении социо-коммуникативных игр учитывала комплексно-тематическое планирование. Например, тема недели: «Дикие животные» :
1. Игра для рабочего настроя «Волшебная палочка»- название животных; для активизации в речи прилагательных игровое упражнение «Волк какой?»
2. Игра- разминка «Сложи картинку»; «Да-нетка».
3. Игра социо-игровое приобщение к делу «Составление по мнемотаблице описательного рассказа о животном»
4. Игра творческого самоутверждения «Отгадай животное»
При организации социо-игровой деятельности дошкольников с целью поддержания устойчивого интереса и желания к действию,при использовании игровых заданий учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей, постоянно включала элемент новизны, придерживаясь принципа- в игре должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому.
С целью создания условий для сотрудничества детей, педагогов и родителей совместно с педагогом- психологом организовывала работу семейного клуба. При разработке и реализации перспективного планирования работы семейного клуба включала приёмы социо-игровой технологии, которые способствовали созданию интереса у детей и взрослых к игровому общению и выполнению заданий («Отгадай животное», «Превращение комнаты»и т. п.).
Опыт работы по применению социо-игровой технологии представляла педагогам города в качестве руководителя ГМО «Социо-игровая технология». Использовала традиционные, активные и интерактивные формы взаимодействия с участниками создавала условия для развития профессиональной компетентности педагогов.
По результатам педагогической диагностики дошкольников по социо-коммуникативному и речевому направлениям видна положительная динамика – 75%.
Участие и победы детей в интеллектуальных, литературных викторинах позволяет сделать вывод о умении детей сотрудничать, договариваться между собой и о активной позиции в обществе.
Заполнение родителями воспитанников анкет о эффективности деятельности работы семейного клуба показывает их заинтересованность в организации семейного игрового общения и применения некоторых игр дома. Положительная динамика составила 50,4%. Родители высказали желание о продолжении работы семейного клуба с использованием социо-игровых заданий.
В течение трёх лет представляю опыт работы по данной практике на ГМО «Социо-игровая технология», являясь руководителем. Результаты анкетирования участников ГМО «Эффективность работы ГМО» показала 96,8% результат.
Победные места в профессиональных конкурсах, через предоставление методических практических материалов показывает успешность и результативность представляемой мною практики.