Елена Жданова
Педагогическая поддержка эмоционального благополучия детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению
Для педагога важно, чтобы психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка способствовало его успешному психическому, эмоциональному и физическому развитию. Эмоциональное благополучие можно охарактеризовать как положительное и комфортное эмоциональное состояние, которое является основой отношения к окружающему миру. Гуманизация педагогического процесса непосредственно связана со сферой общения «педагог - ребёнок», который воспринимает взрослого как идеальный образец для подражания, поэтому доброжелательность взрослого - важнейшее условие формирования гуманных чувств и отношений к сверстнику.
Публикация «Педагогическая поддержка эмоционального благополучия детей дошкольного возраста по художественно-эстетическому направлению» размещена в разделах
В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.
Такая поддержка и сопровождение закреплены в федеральных государственных требованиях к содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования как один из признаков современной модели образовательного процесса.
Основными направлениями совершенствования работы педагога является :
1. Гуманизация педагогического процесса;
2. Раскрепощение условий жизни детей;
3. Создание обстановки благополучия.
Педагогическая поддержка по художественно – эстетическому воспитанию занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ, и является одним из приоритетных направлений, так как больше внимания стало уделяться фольклору, местным традициям и обычаям, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, музыки, живописи. Музыкальный руководитель в тесном тандеме с воспитателем оказывает такую поддержку с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
В своей педагогической практике мы встречаем детей, у которых можно заменить некоторые проблемы в развитии, или детей с проблемами поведения. Такие дети очень восприимчивы к окружению, и нуждаются в особом подходе, требуют особого отношения к себе, у них особые образовательные потребности.
Особенности детей могут выражаться в эмоционально-волевой незрелости, проявлениях социальной дезадаптации. Для этого нужно создать такие условия, которые влияют на эмоциональную атмосферу, атмосферу безопасности не только на занятиях, но и в течение всего времени пребывания в ДОУ. Доброжелательность, внимание, сопереживание, сочувствие — важнейшие характеристики взаимодействия педагога с детьми. На мой взгляд, это является необходимым условием педагогической поддержки воспитанников.
Методы педагогической поддержки и сопровождения требуют от нас не столько воздействия на ребенка, сколько взаимодействия с ним, веры в его внутренние силы и возможности. На практике же применяется ситуация создания успеха. Педагог при взаимодействии с воспитанниками обязательно должен ориентироваться на достижение детьми ситуации успеха, на поддержание позитивного эмоционального фона. Применение таких педагогических приемов как поощрение, подбадривание, похвала, юмор позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие способствует развитию самооценки, самоконтролю, ориентации на успех в достижении целей.
Равноценным методом педагогической поддержки является активизация самостоятельной творческой деятельности. Для этого необходимо стимулировать дошкольников к образовательной деятельности и предоставлять каждому ребенку возможность реализовать свои способности во время всех видов занятий. Особое внимание следует обратить на развитие у детей отражать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности. Именно поэтому основными приоритетами сегодня выступают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Одним из важнейших методов педагогической поддержки и эмоционального
благополучия детей дошкольного возраста является взаимодействие с родителями. Установление доверительных, эмоционально позитивных контактов с родителями влияет и на эмоциональное благополучие детей. Решающую роль в установлении контактов с родителями является их вовлечение в образовательный процесс, педагогическое просвещение по всем направлениям деятельности в ДОУ. Это способствует оптимизации детско-родительских отношений и положительному эмоциональному микроклимату семьи. В свою очередь, музыкальный руководитель посредством музыкальной деятельности должен поддерживать доброе отношение к маме, папе и близким людям. Самое главное, чтобы окружающие ребенка взрослые, давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы.
Педагогическая поддержка и сопровождение также опирается на психологические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Мы не должны требовать от детей больше того, что они могут в силу своих возрастных и личностных особенностей. Материал для деятельности подбирается для каждой возрастной группы с учетом возможностей и способностей детей. Педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении устроена так, что в связи с имеющимися стандартами образовательной деятельности, определёнными требованиями общества, принципами морали, она оказывает психологическое влияние и давление на ребенка. Каждый ребенок – личность со своими психологическими потребностями. К сожалению, весьма сложно полностью удовлетворить эти потребности всех детей в условиях многочисленных групп ДОУ, поэтому у детей возникает психологическое напряжение. В условиях художественно- эстетической деятельности можно использовать приемы снятие психологического напряжения, которое возникает у детей, помочь им выплеснуть накопившиеся эмоции. Хорошо помогают различные музыкальные, театрализованные игры, в которых каждый ребенок может проявить себя. А коммуникативные игры помогают всем детям наладить навыки общения между собой. Вот здесь применяются выше описанные методы педагогической поддержки для детей. Особенно это важно, если мы имеем в группе детей с особыми потребностями.
И в заключении можно сказать, что главным условием успешной работы с детьми является индивидуальный подход к ребенку. А значит, уделять время каждому ребенку, увлечь ребенка с помощью выразительной интонации голоса (изменения ее во время беседы или пояснения, мимики, жеста, тактильных прикосновений. Все это помогает усилить или ослабить эмоциональные проявления ребенка. А взаимодействие детей с яркими куклами, сказочными персонажами, «живыми игрушками» в исполнении взрослых просто необходимо! Соблюдение всех этих условий дает в образовательном процессе положительные результаты, занятия увлекательными и желанными для любого ребенка.