Неизвестный
Семинар Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС. Основные понятия, используемые в ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
I. Воспитательно-образовательной.
II. Учебно–методической.
Публикация «Семинар „Педагогическая компетентность воспитателя как основа внедрения ФГОС, Основные понятия, используемые в ФГОС» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
III. Социально–педагогической.
I. Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:
1) знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
2) умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
II. Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:
1) знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
2) умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
3) владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того педагог должен умело соединять основную образовательную программу и парциальные, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
III. Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
консультативная помощь родителям;
создание условий для социализации детей;
защита интересов и прав.
Данные критерии подкрепляются следующими показателями:
1) знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
2) умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенций:
1. Методологическую.
2. Психолого-педагогическую.
3. Коммуникативную.
4. Исследовательскую.
5. Презентационную.
6. Акмеологическую.
7. Икт-компетентность.
8. Эмоциональная компетентность.
1. Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.
Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
2. Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.
3. Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).
4. Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы. Важной составляющей исследовательской компетентности в настоящее время является готовность педагога осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего ОУ, группы.
5. Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т. д.
6. Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.
7. Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.
Педагог должен:
- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.
8. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта и т. д.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Беседа-рассуждение о понятиях (ООП, амплификация, зона ближайшего и зона актуального развития, ОВЗ, предметно-пространственная среда и образовательная среда).
Основные понятия, используемые в ФГОС ДО
Понятие Значение
ООП
(основная
образовательная
программа) Учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказании государственных услуг по реализации образовательной программы.
Образовательная
область структурная единица содержания образования. Представляющая определенное направление развития и образования
Амплификация развития
максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, общения детей со сверстниками и взрослыми
Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования обеспечение различных форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющих образовательную деятельность
Единство образовательного пространства обеспечение единых условий и качества образования, независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования
Ведущий вид деятельности
деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
Зона актуального развития уровень развития, уже имеющийся у ребенка и выражающийся в самостоятельной деятельности.
Зона ближайшего развития уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
Социальная ситуация развития сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь взрослыми и другими детьми
Индивидуализация образования построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится его субъектом
Образовательная среда совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей
Развивающая предметно-пространсвенная среда часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.) материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития
ОВЗ (ограничение возможностей здоровья) любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную или иную деятельность и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Особые образовательные потребности индивидуальные потребности конкретного обучающегося, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования
Педагогическая диагностика оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования