Кира Чупрова
Педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Педагогическая сущность детского коллектива 5
2 Система деятельности воспитателя по формированию детского коллектива 9
3 Особенности формирования детского коллектива 14
Заключение 17
Список использованных источников 18
Введение
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безнравственности. Проблемы воспитания подрастающего поколения связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.
Публикация «Педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива» размещена в разделах
Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.
Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека2, с. 15.
Все эти качества можно развить у детей через формирование детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес.
Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности4. В коллективных отношениях отражается характер всей совокупности общественных отношений. Коллектив обладает способностью, поддерживая и развивая духовно-нравственные ценности в своих членах, противостоять негативным явлениям, изживать все асоциальное, вредное и наносное.
Объект: детский коллектив.
Предмет: педагогическая работа воспитателя по формированию детского коллектива.
Цель: изучить особенности педагогической работы воспитателя по формированию детского коллектива.
Задачи:
1. Раскрыть педагогическую сущность детского коллектива;
2. Изучить систему деятельности воспитателя по формированию детского коллектива.
1 Педагогическая сущность детского коллектива
Для того чтобы создавать детский коллектив и строить на его основе воспитательный процесс, нужно знать педагогическую природу этого процесса. Теоретически она обоснована в работах С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, Т. Е. Конниковой, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой, но фундамент ее составляет учение А. С. Макаренко об этапах ("стадиях") развития коллектива.
Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С. Т. Шацкого, В. Н. Сороки-Росинского, М. М. Пистрака, П. Н. Лепешинского и др., а позднее - В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, Н. Я. Скороходовой, И. П. Иванова3.
Положения А. С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива :
общественно ценные цели;
совместная деятельность по их достижению;
отношения взаимной ответственности;
организация органов самоуправления;
направленность деятельности на общую пользу5.
В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А. В. Петровского, И. Н. Платонова, Л. И. Уманского и др.
Л. И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:
содержание нравственной направленности группы (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций членов группы);
организационное единство;
групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;
психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое)1.
На основе указанных признаков Л. И. Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:
группа номинальная;
группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);
группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);
группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);
коллектив1.
Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами.
Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности3.
На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив -- это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями.
В детском коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов обеспечивается всестороннее развитие личности, надлежащая подготовка детей к активному участию в общественной жизни.
Детский коллектив не может развиваться автономно, без участия педагога, поэтому на первых стадиях развития коллектива детей педагогу необходимо осознать важность и необходимость своей позиции и выстаивать свою деятельность, исходя из первоцели.
Для успешного развития детского коллектива педагогу необходимо проанализировать свои профессиональные методы, приемы и способы педагогического воздействия. Ведь роль педагога в развитии детского коллектива является не назидательной, а созидательной. Это не случайно, так как детский коллектив - сложная социально-педагогическая система. Он обладает своей структурой, в которой различаются две составляющие: неформальная структура (она складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).
Неформальная структура коллектива - это система межличностных отношений детей, которая возникает стихийно с первых же контактов между ними. Неформальная структура всегда предшествует формальной, поэтому не может не учитываться воспитателем при организации им формальной структуры коллектива.
Формальная структура коллектива строится на деловых (формальных) отношениях, на отношениях "взаимной ответственности", которые складываются и развиваются в обшей деятельности под руководством выборного органа коллектива.
Вопрос о создании коллектива как основы формирования и развития личности ставится таким образом, что детский коллектив - это субъект воспитания, а тем самым он является носителем определенных воспитательных функций :
идейно-воспитательной : детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;
стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения3.
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
Началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.
Итак, детский коллектив - сложная социально-педагогическая система, представляющая собой субъект воспитания и является носителем определенных воспитательных функций. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Детский коллектив не может сформироваться и развиваться автономно, без участия педагога.
2 Система деятельности воспитателя по формированию детского коллектива
В федеральном государственном образовательном стандарте к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной деятельности детей. Согласно новому нормативному документу образовательная программа должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов»6.
Наиболее общее название специально организованного отрезка совместной деятельности педагога и воспитанников по решению воспитательных задач представляет собой воспитательное дело, в ходе которого осуществляется формирование детского коллектива.
Развитие детского коллектива связано с преодолением противоречий между коллективом и отдельными воспитанниками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований. Однако эти противоречия при умелом педагогическом управлении становятся движущей силой процесса развития личности, её воспитания и социализации.
Деятельность воспитателя при управлении развитием детского коллектива можно представить следующим образом (таблица 1) 3:
Таблица 1 - Деятельность воспитателя при управлении развитием детского коллектива
№ Вид
группы Характеристика
группы на данном этапе
развития Задачи
по развитию
коллектива Позиция педагога Стиль
управления Содержание деятельности педагога Новообразования в коллективе
1 Номинальная группа Общее знакомство. Симпатии и антипатии друг к другу. Каждый сам по себе. Определение общих целей и близких перспектив. Формирование отношений в общей деятельности Предъявляющий требования Требующий, настраивающий, приказывающий Предъявление единых требований. Выбор общей деятельности. Планирование и организация общения. Оценивание результатов. Принятие общих целей.
2 Группа-
ассоциация Имеет общую цель, официальную структуру единства, общих интересов. Ведение группы от близких перспектив к средним и дальним. Организатор Основной – требующий. Вводится стиль коллегиальный, советующийся. Создание атмосферы сотрудничества. Организация коллективного планирования, анализа и оценивания результатов деятельности. Цели группы становятся привлекательными для ее членов. Появление законов и норм жизни группы.
3 Группа-кооперация Стабильная структура, характерно сотрудничество; положительные эмоционально-психологические отношения Формирование эмоционального единства. Помощник Сочетание требующего с советующийся, консультирующийся Вспомогательный – просящий, уступчивый Коррекция положения личности в группе. Привлечение всех к коллективной деятельности через совместное целеполагание, планирование, осуществление деятельности, ее контроль и анализ. Цели группы стали мотивами деятельности её членов. Появление и укрепление традиций в группе. Существует четкая система ответственной зависимости.
4 Группа-автономия Внутренняя сплоченность, отсутствие группировок. Выражено стремление быть вместе. Гармонизация личных и общественных интересов Сотрудник Ведущий – коллегиальный, консультирующийся. Развитие инициативы, активности каждого. Самостоятельность, сплоченность группы. Ценностно-ориентационное единство.
5 Группа-коллектив Согласованность личных и общественных интересов. Активность. Инициативность. Связи с другими группами на основе сотрудничества и взаимодействия Консультант Консультирующийся, советующийся. Вспомогательный – соглашающийся Использование влияния коллектива на воспитание личности. Создание условий для самореализации личности. Высокая организованность, психологическое единство. Защищённость личности в коллективе.
Основная идея, отражающая современный, личностно ориентированный подход к работе с детским коллективом, заключается в том, что коллектив должен являться для воспитателя не самоцелью, а средством воспитания каждого ребёнка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.
3 Особенности формирования детского коллектива
Взаимодействия ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах.
В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей.
В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество).
В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.
Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов деятельности. Происходит освоение новых форм сотрудничества (совместное планирование, распределение ролей, обязанностей). Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей.
Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.
Характеризуя особенности детского коллектива на разных возрастных этапах, можно выделить некоторые общие моменты, связанные с вхождением личности в социум. Это процесс, по мнению известного отечественного психолога Петровского А. В., включает в себя несколько последовательно сменяющих друг друга фаз (таблица 2) 1:
Таблица 2 - Стадии формирования детского коллектива
№ стадия характеристика
1 Адаптация личности в коллективе Предполагает активное усвоение личности действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности
2 Индивидуализация Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации
3 Интеграция личности в коллективе Коллектив принимает личность, оценивает индивидуальные особенности, а личность в свою очередь, устраивает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить индивидуальность и творческий вклад в коллектив
Каждая из представленных стадий социального развития личности в коллективе имеет серьезные последствия становления и возможностей самореализации. Задача педагога состоит в том, чтобы способствовать созданию в детском коллективе условий для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Развивая коллективные взаимоотношения, воспитатель показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий.
Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности:
1 этап - педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело
2 этап - воспитатель использует разнообразные методы и приемы: вопросительный стиль общения с подгруппой, активизация коллективного поиска путей и способов исполнения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день открытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей);
3 этап - распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того, чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение действий каждым человеком деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей. Ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В результате родители получают приглашение на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата4.
Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.
Заключение
Коллектив как человеческая общность, образующая систему коллективистских отношений, является ведущим фактором формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности.
В качестве основы формирования детского коллектива выступает совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Детский коллектив не может сформироваться и развиваться автономно, без участия педагога.
Коллектив является для воспитателя средством воспитания каждого ребенка, своеобразным инструментом создания оптимальных условий для гармоничного развития личности.
Формирование и развитие детского коллектива осуществляется в цепочке решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотворчества и сотрудничества. Воспитатель для решения этих задач использует разнообразные методы и приемы, содержащие в своей основе идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием.
Список использованных источников
1 Борытко Н. М. Теория и методика воспитания : учебник для ст-тов пед. вузов / под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2014.— 98 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика».Вып. 7).
2 Иваненко М. Педагогическое сопровождения социально - личностного развития / М. Иваненко // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - с. 15-19.
3 Лихачев Б. Т. Педагогика : Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. :Юрайт-М,2001.—607с.
4 Пешкова В. Е. Педагогика. Часть 3. Теория и методика воспитания : учебное пособие. - Майкоп, 2014. - 68 с.
5 Сластенин В. А., Исаев Е. Н., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2012. - 576 с.
6 Тихомирова, О. А. Дошкольное образовательное учреждение, как социальная ступень развития ребенка / О. А. Тихомирова // Дошкольная педагогика. - 2013. - №7. - с. 33-35.