Вихарева
Педагогическая направленность деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность.
Дошкольный возраст — важнейший этап в становлении экологического мировоззрения человека, который предусматривает создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, потому что малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной, всесторонне развитой личности, которая обладает знаниями и навыками экологически целесообразного поведения в природе.
Публикация «Педагогическая направленность деятельности по экологическому воспитанию в младшей группе» размещена в разделах
Важным аспектом экологического воспитания в младшей группе является формирование первоначальных представлений о живых объектах, их принципиальном отличии от предметов (неживых объектов); развитие элементарных умений правильно взаимодействовать с растениями и животными, участвовать в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их основными свойствами, являются основой правильного взаимодействия с живыми существами.
Становление правильного отношения к живым существам, в соответствии с программой С. Н. Николаевой «Юный эколог», является конечным результатом, показателем экологической воспитанности.
Цель программы - Становление первоначальных основ экологической культуры.
Основные задачи:
1. Учить различать и правильно называть объекты природы,
2. Знакомить с главными сенсорными свойствами (форма, цвет, величина, характер поверхности и т. п.);
3. Воспитывать первоначальные представления об объектах и явлениях природы.
Система работы с детьми 3-4 лет построена на использовании известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают, и обыгрывают. Задача сказочных героев —вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них. Важное место в системе работы занимает игра —несложная сюжетная или подвижная, с имитацией движений животных, со звукоподражанием им.
Используя предлагаемую методику в младшей группе, закладываются первые представления о мире растений и животных и их зависимости от условий жизни.
Перспективный план
Тема Неделя Цель / Программное содержание
Занятие «Знакомство с корнеплодами репы и моркови» 2 неделя сентября Учить различать морковь и репу; познакомить с названиями корнеплодов, их сенсорными характеристиками. Развивать речь детей: умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов.
Наблюдения
за погодными явлениями 4 неделя сентября Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.
Занятие «Знакомство со свеклой и картофелем» 2 неделя октября Учить различать овощи —свеклу и картофель, познакомить с их названиями, особенностями формы, цвета, вкуса. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
Занятие «Знакомство с помидором, огурцом, капустой» 4 неделя октября Познакомить с названиями овощей; учить различать их по форме, цвету, вкусу, твердости. Развивать сенсорные ощущения детей, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.
Наблюдения
за погодными явлениями 2 неделя ноября Обратить внимание на природные явления, изменения в природе.
Занятие «Знакомство с фруктами» 4 неделя ноября Учить различать яблоко, грушу, сливу; познакомить с названиями плодов, их сенсорными характеристиками. Развивать различные ощущения детей (зрительные, тактильные, вкусовые и обонятельные); речь (умение слышать воспитателя, повторять за ним определения предметов).
Наблюдение «Как узнать ель (елку?» 2 неделя декабря Показать детям елку, назвать дерево, объяснить, чем оно отличается от березы (зеленое, колючее).
Дать почувствовать, что оно красивое, вызывает радостные чувства.
Занятие «Знакомство с коровой и теленком» 4 неделя декабря
Познакомить с коровой и теленком, их отличительными особенностями. Развивать речь детей (умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним определения).
Наблюдение «Что
есть у ели?» 2 неделя января Показать, что у ели есть ствол, ветви покрыты иголками; их много, они маленькие, зеленые, колючие; ветви на ели разные: внизу —большие, раскидистые, вверху — маленькие, редкие; ель —стройное, красивое дерево, оно похоже на пирамидку.
Занятие «Знакомство с козой и козленком» 4 неделя января
Познакомить с отличительными признаками козы и козленка. Развивать речь детей (умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за ним слова). Развивать игровые умения детей: подражать крику козы, изображать козлят.
Источник: Николаева С. Н. "Экологическое воспитание в младшей группе детского сада". стр. 40
Наблюдение «Поможем елке —она живая» 2 неделя февраля Воспитывать бережное отношение к деревьям на примере ели: показать, как стряхивают снег, когда его много, чтобы он своей тяжестью не сломал ветви; как прикапывают ствол снегом, чтобы корням было теплее.
Наблюдение «Как снег становится водой» 4 неделя февраля Показать, что снег в тепле тает и становится водой, в талой воде есть мусор, она грязная.
Занятие «Заяц и волк —лесные жители» 2 неделя марта Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и волке.
Наблюдение «Чем канарейка отличается от воробья и вороны» 4 неделя марта
Уточнить представление детей о внешнем облике птиц, показать отличие канарейки (попугая) от воробья и вороны (по размеру и цвету оперенья).
Наблюдение «Вода льется из крана» 2 неделя апреля
Уточнить представление о том, что в помещении вода появляется из водопроводного крана.
Дать представление о свойствах воды (текучая, прозрачная).
Занятие «Айболит проверяет здоровье детей» 4 неделя апреля
Дать первоначальные представления о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье.
Наблюдение «Одуванчиков много — они разные и красивые» 2 неделя мая Показать превращение одуванчиков —желтых цветов в пушистые шарики. Обратить внимание на красоту поляны, на которой много зеленой травы и желтых одуванчиков.
Занятие «Корова, коза, лошадь — домашние животные» 4 неделя мая Закреплять представление о знакомых домашних животных: их облике, отличительных особенностях, издаваемых звуках. Развивать речь детей, активизировать словарь.
Используемая литература:
Николаева С. Н. "Экологическое воспитание в младшей группе детского сада". – 2-е изд., - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. – (Парциальная программа «Юный эколог»).