Ирина Кутилова
Проект «Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад «Теремок», г. Порхова
ПРОЕКТ
«Сторителлинг - интерактивная технология работы с детьми, как средство развития речи и творчества дошкольников»
Выполнила: Кутилова Ирина Алексеевна
воспитатель I квалификационной категории
2022 год
Педагогическая находка
Тема: «Сторителлинг - интерактивная технология работы с детьми, как средство развития речи и творчества дошкольников»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Сторителлинг — интерактивная технология работы с детьми“» размещена в разделах
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории.
Для чего детям нужны сказки, истории? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга. Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Цель проекта : Развитие связной речи дошкольников через интерактивный метод «сторителлинг», обогащать словарный запас через игровую деятельность с помощью дидактических пособий.
Задачи проекта.
Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ.
Развитие всех сторон устной речи, познавательного интереса детей, творческого и логического мышления, социальных навыков посредством применения технологии сторителлинг;
Воспитывать внимание, целеустремленность, устойчивый интерес к занятию.
Этапы реализации проекта.
• I. Подготовительный (сентябрь).
• II. Практический (октябрь – апрель).
• III. Результативный (май).
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации: проект долгосрочный и осуществляется на протяжении трех учебных лет (средняя, старшая и подготовительная к школе группы, плавно переходя от простого рассказывания к более сложному).
Тип проекта : познавательно-речевой и творческий;
Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории.
Организационно - подготовительный этап (сентябрь) :
Изучение, анализ и обобщение методической литературы по теме
«Сторителлинг»;
Создание образовательной ситуации и игровой среды;
Разработка консультаций и бесед для родителей на тему «Что такое сторителлинг?»
Основной. Реализация проекта (октябрь - апрель) :
Совместная деятельность детей и педагога:
Проведение тематической беседы с детьми с использованием наглядного материала;
Совместная практическая деятельность детей и педагога;
Чтение детям художественной литературы с использование технологии «Сторителлинг»;
Проведение тематических бесед с использованием наглядного материала;
Обобщающий (май) :
Мониторинг речевого развития дошкольников;
Анализ и оценка результатов проекта;
Публикация отчетов по работе на сайте ДОУ;
Определение новых перспектив
Оценка эффективности реализации проекта :
Так как данный проект находится на втором этапе реализации, то о результатах пока говорить рано, но положительная динамика уже наблюдается. Дети с большим удовольствием слушают истории педагога, включаясь в их сюжет. Стали более свободны в общении, придумывают небольшие собственные сюжеты историй. Родители очень заинтересовались данной темой и принимают большое участие в придумывании сюжетов историй дома.
План реализации проекта
Мероприятия
сентябрь Изучение, анализ и обобщение методической литературы по теме
«Сторителлинг»;
октябрь Чтение художественной литературы: М. Волошин «Осенью», К. Коровин «Белка», А. Ремизов «Хлебный голос», Рассматривание сюжетных картин.
Этюды на выразительность движений «Покажи историю»
Игра «Ленточки историй».
Работа с родителями : наглядная информация «Что такое сторителлинг?»
ноябрь Чтение художественной литературы: стихотворение С. В. Коноваленко «Времена года»,
Дидактические игры по развитию речи «Закончи предложение», «Где я был?», «Скажи какой», «Это правда или нет?», «Куда бежать?».
Осенняя сказка. Выполнение сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.
Консультация для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг».
декабрь
Сторителлинг на основе повествования по теме (придумываем концовку истории) «Кубики историй».
Работа с родителями : оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта.
январь Дидактические игры по развитию речи «Закончи», «Придумай рассказ», «Подскажи словечко», «Разные слова».
Игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Путешествие капельки», «У слоненка день рождения».
Работа с родителями : семинар-практикум в технологии сторителлинг «Эти забавные истории».
февраль Составление рассказов: «Каким должен быть друг?», «Добрые поступки». Пересказ сказки. «Заяц хвастун».
Работа с родителями : практическое занятие (дома) «Придумывайте вместе с детьми».
март
Дидактические игры по развитию речи: «Кто позвал?», «Какое слово заблудилось?», «О чем еще так говорят?», «Я начну, а ты продолжи…».
Составление рассказов по серии сюжетных картин «Как звери спасли ежика».
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации).
апрель Беседы по тематике: «Весна в лесу», «Любимые книги», «Птицы наши друзья».
Составление описательных рассказов «Цветущая весна».
Сторителлинг на основе проблемных ситуаций (способ решения проблемы с наилучшим выходом из ситуации).
Работа с родителями : совместное создание сборника историй.
май
Театр актеров. Сказка «Сочиняем сказку сами».
Работа с педагогами
Консультация для педагогов: «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи»;
Консультация для педагогов: «Кубики историй».
Педагогическая гостиная «Сторителлинг - как метод развития речи и творчества детей».
Предполагаемый результат:
1. Речь детей более распространенная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Дети более раскрепощены, легко формулируют предложения, придумывают истории, фантазируют.
3. Пополнение игротеки группы новыми дидактическими пособиями.
Заключение
Данный проект дал толчок к формированию связной речи дошкольников, обогатил устную речь, помог в запоминании материала, способствовал развитию грамотности, фантазии, логики.
Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
Использование цифрового сторителлинга и ИКТ технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.
Сторителлинг может успешно использоваться в проектной деятельности детей.
Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Дидактическая игра «Кубики историй»
Несколько лет назад в Европе придумали фантастическую игру «Story cubes» («Кубики историй», она интересна как взрослым, так и детям. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Люди разного возраста, пола и профессий придумывают невероятные истории.
Цель: Стимулирование и развитие умений к сочинительству и речевому творчеству у дошкольников.
Задачи:
• Учить детей сочинительству и речевому творчеству. Побуждать каждого ребёнка участвовать в создании общей истории.
• Развивать все компоненты устной речи, способности к повествованию и придумыванию.
• Воспитывать желание дружественного общения, побуждать детей работать в паре, в коллективе.
Правила игры:
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история). Игра начинается со слов – «Однажды», «Жили – были» и т. д
Игровые действия:
Итак, игра начинается! Первый ребёнок достаёт из волшебного мешочка или коробочки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий ребёнок достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
А какое огромное количество сочетаний из картинок получается! Одинаковых сюжетных линий не бывает, каждый раз история получается новая, удивительная. Неповторимая!
Сначала задачу можно упростить т. к. не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
Список литературы:
1. Зинкевич -Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. - СПб. : Златоуст, 1998. - 352 с.
2. Русакова А. С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки : Сборник. - М. : Обруч, 2015. -192 с.
3. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
4. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
Материалы интернет- сайтов