Екатерина Евгеньевна Кузнецова
Педагогическая находка «Образовательная кинезиология»
▼ Скачать + Заказать документы
В данный момент работаю старшим воспитателем в дошкольном образовательном учреждении, но несколько лет назад работала воспитателем в группах компенсирующей направленности для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи и как воспитатель, который работал с детьми с особенностями в развитии, я постоянно находилась в поиске эффективных форм и приемов обучения, воспитания и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. И сейчас, мне бы хотелось, поделиться своей педагогической находкой, которая возможно пригодится вам в вашей работе с детьми, имеющими особенности речевого развития.
Публикация «Педагогическая находка „Образовательная кинезиология“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» ноябрь 2024
Проведя наблюдение за детьми в разнообразных видах деятельности, я увидела, что дети с затруднениями в речевом и познавательном развитии, требуют коррекционно - развивающей работы в этом направлении.
Современный мир не требует от детей больших усилий. Где они шнурки и пуговицы? Ребенок с детства попадает в «удобную» среду, адаптированную под ребенка, а не наоборот. Поэтому моторные навыки ослабевают.
Известно, что на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.
Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности. Моторика, мышление, психика и речь - взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речью.
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. В соответствии с государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) : «Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе».
Я искала ответы на следующие вопросы:
1. Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление, память и воображение, как развить речь, не перегружая ребёнка излишней информацией?
2. Как помочь развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье, а также эмоциональную сферу?
Ответом на эти вопросы, стала такая наука, технология, находка, одно из относительно новых и интересных направлений в современной педагогике – это Образовательная кинезиология.
Кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что обозначает движение, и «логос» - наука т. е. наука о движении, а если быть точнее, то кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение тела человека, это наука о движении мышц и чувств. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.
Образовательная кинезиология – оригинальный способ оздоровления детей, т. к. он представляет не только коррекцию речевых нарушений, но и личности детей в целом.
Образовательную кинезиологию можно рассматривать как Инновационную здоровьюсберегающую технологию.
Эту инновационную технологию использовала в работе с детьми на протяжении 3-х лет (с детьми 4-5лет, 5-6 лет и 6-7 лет).
И строила свою работу основываясь на утверждении мыслителя, философа Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо устроенный, стоит лучше, чем мозг хорошо наполненный».
Прежде, чем использовать упражнения образовательной кинезиологии в своей работе с детьми, изучила методическую литературу по этой теме:
1. Буренкова А. А. Технология образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – психологов ДОУ и воспитателей. – Новокубанск, 2021г.
2. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие – СПб. Детство – Пресс, 2001г.
3. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. ТЦ: Сфера, 2001г.
4. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей – М: Аркти, 2001г.
5. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей – М: Аркти, 1999г.
Цель образовательной кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции, отвечая за протекание определенных процессов (левое – логическое, правое – творческое). Человеку необходима правильная работа не только каждого из них по отдельности, но и во взаимосвязи.
Задачи:
1. Синхронизация работы полушарий и отделов головного мозга;
2. Развитие мелкой и крупной моторики;
3. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
4. Развитие речи;
5. Формирование произвольности высших психических процессов;
6. Снятие эмоционального напряжения;
7. Создание положительного эмоционального настроения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
1. проводить занятия ежедневно, систематически в спокойной, доброжелательной обстановке;
2. от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
3. упражнения проводятся стоя или сидя;
4. выполнять упражнения можно дома с родителями;
5. в детском саду во время и вне занятий, во второй половине дня после отдыха детей.
1. Глазодвигательные упражнения
2. Дыхательные упражнения
3. Мелкая моторика:
- Пальчиковая гимнастика
4. Нейромоторные упражнения
5. Крупная моторика. Телесные упражнения, на координацию и развитие двигательных навыков.
6. Релаксационные упражнения
Все эти упражнения использовала в своей работе от простого к сложному, в зависимости от возрастных особенностей детей.
ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить и расширить объем зрительного восприятия, развивают межполушарное взаимодействие, способствует профилактике глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Гимнастику для глаз выполняли в игровой форме, чтобы не вызывать негатива и утомления. Для лучшего запоминания гимнастику сопровождала музыкой или стихами.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом на общее укрепление организма ребёнка. При выполнении комплекса упражнений развивается дыхательная и артикуляционная мускулатура, происходит насыщение крови кислородом, упражнения помогают успокоиться, снять излишнее перевозбуждение, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
На первых порах дыхательные упражнения казались детям одними из сложных, поэтому важно было помочь детям превратить скучные упражнения в веселую игру. Упражнения на дыхательную гимнастику проводила ежедневно в игровой форме, как с использованием дидактических материалов, атрибутов, так и без них, в играх на представление.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА: стимулирует речевые зоны головного мозга, чтобы развить мелкую моторику, в своей работе использовала игры с мелкими предметами, рисунки на песке, упражнения с дополнительными предметами, разработка левой (не ведущей) руки, пальчиковые игры и упражнения, рисование с раскрашиванием, шнуровки, конструирование, игры со счётными палочками. Впоследствии дети с сильной моторикой лучше воспринимали информацию, могли запомнить большие объёмы, легче сосредотачивались на решение проблем. С мелкой моторикой тесно связано развитие речи ребёнка, обогащается словарный запас.
НЕЙРОМОТОРИКА – уникальный метод развития, связывающий мозговую и моторную активность. Нейромоторика стимулирует развитию памяти и мыслительной деятельности, помогает получить энергию, необходимую для обучения, снижает утомляемость, благоприятно сказывается на процессе письма и чтения.
Нейромоторные упражнения включают:
- двуручное рисование
- нейротренажеры
- упражнения, где задействованы не только руки, но и рука – нога.
Двуручное рисование активизирует работу обоих полушарий мозга. Когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений, то мы становимся более внимательными. Двуручное рисование поможет понять ребенку, что такое симметрия. Улучшается пространственная ориентировка.
Простой вариант рисования – обвести несложную фигуру или дорисовать половину рисунка.
Использовала в работе двуручные тренажеры:
- выкладывание палочек, карандашей
- обводить готовые контуры правой и левой рукой одновременно
- выкладывание по схеме крышечек, баночек
Выкладывание сопровождали речью: «Ровно бревнышко беру, очень ровно положу, чтоб была у нас всегда очень чистая вода».
КРУПНАЯ МОТОРИКА. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ развивают межполушарное взаимодействие, снимает непроизвольное, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Использовала разные игры и упражнения для развития крупной моторики у детей. Первое и самое простое - это зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на поворот и наклоны, хождение на носках и на пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научить контролировать своё тело. Также использовала в своей работе физкультминутки и динамические паузы, чтобы снять утомление у ребёнка обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение воспитанника.
При запуске речи решающее значение имеет крупная моторика. Мелкая моторика речь не запускает.
Произнесение слов – это сложный моторный навык. Одной мелкой моторики недостаточно. Если ребенок может повторить ритм в движениях, переключаться, то сможет переключаться при произнесении слогов и слов.
РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Мы с вами знаем, что дети, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Виной тому постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации из телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Релаксационные упражнения способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Релаксационные упражнения использовала в подгрупповых и групповых занятиях, индивидуально в образовательном процессе, в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности.
Работа с родителями
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники образовательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.
Среди родителей пропагандировала использование кинезиологических упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
Единство требований воспитателя, учителя - логопеда и родителей, направленная на всестороннее развитие ребенка, дает возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольников.
Важно найти такую форму общения с родителями, которая обеспечивает и взаимопонимание, и поддержку в решении различных проблем, касающихся воспитания и развития детей. Поэтому отбирала такие формы работы с родителями, которые позволили строить отношения на принципах взаимоуважения, личной заинтересованности, индивидуального подхода.
1. Групповые родительские собрания с использованием разных форм проведения
2. Подгрупповые и индивидуальные беседы, консультации
3. Открытые занятия
4. Акции
5. Мастер-классы
6. Стендовая информация: папки-передвижки, памятки
7. Буклеты
Родители знакомились с современными методиками, их целями и задачами. Учились применять кинезиологические упражнения на практике, занимаясь с ребенком дома. Знакомились с изготовлением атрибутов, тренажеров из бросового материала для домашнего использования. Создавала акции по сбору бросового материала для изготовления атрибутов и дидактического материала для использования их в работе с детьми дома и в детском саду.
Подводя итог, хотела отметить, что регулярное выполнение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии способствовало активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Положительно повлияло на коррекцию обучения, развития познавательных способностей, интеллекта, улучшило состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снизило утомляемость, повысило способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствовало коррекции недостатков речевого развития дошкольников.