Татьяна Коробкова
Из опыта работы «Педагогическая находка»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Коробкова Татьяна Дмитриевна,воспитатель
высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё
и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Из опыта работы „Педагогическая находка“» размещена в разделах
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и опытно-экспериментальная деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Учитывая практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, нами были выделены цель и следующие задачи, призванные восполнить данный пробел в образовательной деятельности дошкольников.
Цель опытно-экспериментальной деятельности : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Способствовать развитию психических процессов
3. Развивать умение детей следовать определё нной структуре проведения эксперимента: постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи, выдвижение предположений, отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми; проверка гипотез; подведение итогов, выводы, фиксация результатов.
4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов
6. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.
В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я выдвинула три основных направления:
1. Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.
2. Организация работы с детьми
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
Организация работы с детьми в данном направлении реализую в следующих трёх блоках педагогического процесса :
• Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);
• Свободная самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее представления.
При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные.
Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
Наглядные (наблюдения «За деревьями в инее», иллюстрации).
Словесные (беседы «О свойствах воздуха», чтение художественной литературы «Н. А. Рыжова «Как люди обидели речку»,использование фольклорных материалов)
Практические методы (игры-опыты, игры –эксперименты, дидактические игры, сюжетно ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры-«Чем пахнет вода?», «Куда делись чернила?»)
Инновационные методы.
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
- Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования возможно применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах. Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.
Актуальность опытно-экспериментальной деятельности очевидна: такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. В результате этого:
• Расширяется кругозор об объектах неживой природы и их свойствах.
• Формируются качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность.
• В процессе экспериментирования обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Повышается уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.