Элита Узуева
Педагогическая находка «Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ».
Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи - высокий уровень их речевой и познавательной активности.
Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения.
Публикация «Педагогическая находка „Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
К технологиям развивающего обучения можно отнести метод использования интеллект - карт.
Метод интеллект – карты может быть использован во всех направлениях логопедической работы, в том числе и в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Метод интеллект – карт позволяет сделать процесс преодоления недостатков развития связной речи доступным ребенку с ОНР, учитывать особенности его психического развития, создавать ситуации, в которых ребенок будет успешен и, как следствие, формировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к данной деятельности со стороны ребенка.
Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения.
В начале обучения работы с интеллект - картой я сама предварительно составила интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования - беседы ребёнок уже открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект - карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации
То, что ребёнок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.
Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.
Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.
При построении интеллект - карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и просто повторить, что способствует прочному закреплению материала в памяти.
Так как работа, по-моему представлению, должна была быть большой, то на пробном этапе я весь материал подбирала, печатала, вырезала сама. Детям предстояло разместить его, наклеить и рассказать о своих размышлениях.
Предлагаю оценить то, что у нас получилось.
Я работаю с интеллектуальными картами в 2-х направлениях.
- итоговая работа по формированию произносительной стороны речи
- знания о звуках речи, навыки звукового анализа.
Дальше идут разнообразные задания, которые я им заранее приготовила.
Дети клеят его и выполняют.
Определить место звука в слове, определить какой это звук твердый или мягкий; поделить слова на слоги, выбрать и приклеить соответствующую картинку к схеме слова. Например, при составлении ментальной карты на звук «Б» надо было найти картинки с ударным слогом.
При составление ментальной карты на звук «С» надо было выделить слог со звуком «С», напечатать слово. При закреплении звука «М» выделить слог с твердым звуком «М», мягким звуком «М».
Интеллектуальные карты с подгруппой можно создать и на этапе автоматизации звука, но это отнимает много времени. Я стала использовать многофункциональное панно.
При использовании панно дети могут наглядно видеть этапы работы над звуками, обхватывается большое количество детей. Данное панно можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Можно использовать в дидактических играх.
Например: «Отгадай, какой звук спрятался».
- итоговая работа по изученным лексико-грамматическим темам
- закрепление грамматических норм
- пересказы
- составление рассказов.
При составлении интеллектуальных карт на занятиях по развитию речи и лексико-грамматических занятиях работа так же велась от простого к сложному.
Самая простая интеллектуальная карта была сделана при закреплении темы: «Продукты». Нужно было выбрать и наклеить картинки с изображением продуктовых отделов - первое ответвление, второе ответвление – какие продукты к каким отделам относятся.
Так же была создана интеллектуальная карта по теме : «Фрукты». Затем я добавила лексико-грамматические задания.
Анализируя свою работу с интеллектуальными картами, я отдаю предпочтение картам по звукопроизношению. Буду продолжать работу в этом направлении. Буду предлагать детям больше самостоятельности в выборе необходимого материала и его оформлении. Продолжу работу по созданию новых многофункциональных панно.
Хочу закончить свое выступление словами Константина Дмитриевича Ушинского, выдающегося педагога :
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Я считаю, что этот метод позволяет сформировать интегративные качества личности дошкольников и решать коррекционно- образовательные задачи:
Развивать психические, познавательные функции.
Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Развивать воображение и творческую активность
Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Полезные свойства интеллект-карт.
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект - карта помогает выявить недостатки информации и понять, какой информации не хватает.
Применение метода интеллект - карты существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Этот метод дает возможность успешно развивать у детей все интегративные качества личности, познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
Применение этого метода повышает интерес детей к связным высказываниям и позволяет добиться положительных результатов в коррекции речи дошкольников с ОНР.
Таким образом, применение метода интеллект - карт :
обучает способам работы с информацией,
развивает коммуникативные навыки,
формирует личность, способную самостоятельно обучаться
Так же этот метод ценен тем, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.