Приложение МААМ

Педагогическая находка «Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ»

Элита Узуева
Педагогическая находка «Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование интеллект - карт в работе с детьми с ОВЗ».

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи - высокий уровень их речевой и познавательной активности.

Особенности детей с ОНР определяют необходимость включения в коррекционно-развивающий процесс таких образовательных технологий, которые обеспечат максимально эффективное развитие таких детей. Поэтому в логопедической работе с такими детьми целесообразно использовать технологии развивающего обучения.

Публикация «Педагогическая находка „Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

К технологиям развивающего обучения можно отнести метод использования интеллект - карт.

Метод интеллект – карты может быть использован во всех направлениях логопедической работы, в том числе и в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Метод интеллект – карт позволяет сделать процесс преодоления недостатков развития связной речи доступным ребенку с ОНР, учитывать особенности его психического развития, создавать ситуации, в которых ребенок будет успешен и, как следствие, формировать положительное отношение и устойчивую мотивацию к данной деятельности со стороны ребенка.

Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения.

В начале обучения работы с интеллект - картой я сама предварительно составила интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования - беседы ребёнок уже открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления. Таким образом, ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект - карты, усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации

То, что ребёнок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала. По картам легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга.

Наглядность при данном виде работы максимально представлена в виде предметов, объектов, рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемыми детьми на карте.

При построении интеллект - карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и просто повторить, что способствует прочному закреплению материала в памяти.

Так как работа, по-моему представлению, должна была быть большой, то на пробном этапе я весь материал подбирала, печатала, вырезала сама. Детям предстояло разместить его, наклеить и рассказать о своих размышлениях.

Предлагаю оценить то, что у нас получилось.

Я работаю с интеллектуальными картами в 2-х направлениях.

- итоговая работа по формированию произносительной стороны речи

- знания о звуках речи, навыки звукового анализа.

Дальше идут разнообразные задания, которые я им заранее приготовила.

Дети клеят его и выполняют.

Определить место звука в слове, определить какой это звук твердый или мягкий; поделить слова на слоги, выбрать и приклеить соответствующую картинку к схеме слова. Например, при составлении ментальной карты на звук «Б» надо было найти картинки с ударным слогом.

При составление ментальной карты на звук «С» надо было выделить слог со звуком «С», напечатать слово. При закреплении звука «М» выделить слог с твердым звуком «М», мягким звуком «М».

Интеллектуальные карты с подгруппой можно создать и на этапе автоматизации звука, но это отнимает много времени. Я стала использовать многофункциональное панно.

При использовании панно дети могут наглядно видеть этапы работы над звуками, обхватывается большое количество детей. Данное панно можно использовать как на подгрупповых занятиях, так и на индивидуальных. Можно использовать в дидактических играх.

Например: «Отгадай, какой звук спрятался».

- итоговая работа по изученным лексико-грамматическим темам

- закрепление грамматических норм

- пересказы

- составление рассказов.

При составлении интеллектуальных карт на занятиях по развитию речи и лексико-грамматических занятиях работа так же велась от простого к сложному.

Самая простая интеллектуальная карта была сделана при закреплении темы: «Продукты». Нужно было выбрать и наклеить картинки с изображением продуктовых отделов - первое ответвление, второе ответвление – какие продукты к каким отделам относятся.

Так же была создана интеллектуальная карта по теме : «Фрукты». Затем я добавила лексико-грамматические задания.

Анализируя свою работу с интеллектуальными картами, я отдаю предпочтение картам по звукопроизношению. Буду продолжать работу в этом направлении. Буду предлагать детям больше самостоятельности в выборе необходимого материала и его оформлении. Продолжу работу по созданию новых многофункциональных панно.

Хочу закончить свое выступление словами Константина Дмитриевича Ушинского, выдающегося педагога :

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Я считаю, что этот метод позволяет сформировать интегративные качества личности дошкольников и решать коррекционно- образовательные задачи:

Развивать психические, познавательные функции.

Стимулировать речевую активность, расширять пассивный словарь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребёнка.

Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Развивать воображение и творческую активность

Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Полезные свойства интеллект-карт.

Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект - карта помогает выявить недостатки информации и понять, какой информации не хватает.

Применение метода интеллект - карты существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии. Этот метод дает возможность успешно развивать у детей все интегративные качества личности, познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.

Применение этого метода повышает интерес детей к связным высказываниям и позволяет добиться положительных результатов в коррекции речи дошкольников с ОНР.

Таким образом, применение метода интеллект - карт :

обучает способам работы с информацией,

развивает коммуникативные навыки,

формирует личность, способную самостоятельно обучаться

Так же этот метод ценен тем, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста»Опыт работы «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста» 1-ый слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Использование интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста».

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Исследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-картИсследовательская деятельность в рамках сотрудничества со старшими дошкольниками с использованием интеллект-карт План работы исследовательской деятельности по теме «Осень" на месяц октябрь во второй младшей группе № 8,в рамках сотрудничества со старшими.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности»Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности» Педагогическая находка "Приобщение детей к театрализованной деятельности"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая находка «Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 19 января 2022 в 10:52
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая находка «Использование интеллект-карт в работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Элита Узуева (УИ 994845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД