Виктория Бушуева
Влияние опытно-экспериментальной среды на формирование представлений детей о физических явлениях окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 144 комбинированного вида"
Педагогическая находка
По теме: «Влияние опытно-экспериментальной среды на формирование представлений детей о физических явлениях окружающего мира»
Подготовила:
Воспитатель МБДОУ №144
Бушуева В. В.
Красноярск
2018
Публикация «Влияние опытно-экспериментальной среды на формирование представлений детей о физических явлениях окружающего мира» размещена в разделах
Дети уже рождаются ответы исследователями. Одной из основных экспериментированию черт детского поведения, приучают является желание к поиску может новых знаний, впечатлений, стремление хватай к экспериментам с предметами форму окружающими их, с целью предметами поиска вариантов их использования беречь и свойств.
В соответствии с ФГОС дошкольного работа образования и с требованиями отношения к результатам усвоения образовательной момент программы, представленных в виде целевых окружающими ориентиров на этапе завершения представления уровня дошкольного образования: одним месте из ориентиров является любознательность. другие
Развитие ребёнка дошкольного возраста восполнить во многом зависит от разнообразия стеклянные видов деятельности, которые осваиваются образовательной им в партнёрстве с взрослым. поисковой Это игровая и продуктивная одной деятельность, восприятие художественной литературы. неживой Но немало важна в детском чашки саду и опытно-экспериментальная деятельности деятельность детей, имеющая основу время в спонтанном экспериментировании, поисковой материалами активности ребёнка. Конечно, ребёнок экспериментированию познаёт мир в процессе неживой любой своей деятельности. Но, именно детей в опытно-экспериментальной деятельности новым дошкольник получает возможность впрямую стаканчика удовлетворить присущую ему любознательность методы (почему, зачем, как устроен конечно мир) пространственных и временных интерес связей между предметами и явлениями, носок что позволяет ему не только качествах расширять, но и упорядочивать воспитательные свои представления о мире, навыки достигать высокого умственного развития. сверстниками
Учитывая практическую значимость для всестороннего услышали развития ребёнка, мной были выделены ручейках цель и следующие задачи, экспериментирования призванные восполнить данный пробел образовательной в образовательной деятельности дошкольников. скажите
Цель опытно-экспериментальной деятельности : формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Для достижения поставленной цели мною были определены задачи :
Образовательные задачи:
• Формирование представление о предметах : их свойствах и качествах.
• Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
• Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи:
• Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
• Развитие мелкой моторики и координации движений
• Развитие внимания и памяти.
Воспитательные задачи:
• Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
• Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
• Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я выдвинула три основных направления:
1. Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.
2. Организация работы с детьми
3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
В группе для опытно-экспериментальной деятельности был создан центр экспериментирования Лаборатория «Непосед», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. На данный момент наполняемость центра оборудованием и материалами соответствует возрастной группе детей - вторая младшая. По мере продвижения детей от одной возрастной группы детей к другой, будет увеличивать, и наполняемся центра материалами. Таким образом, наш центр опытно-экспериментальной деятельности, соответствует каждой возрастной группе и может функционировать на постоянной основе. Так мной была разработана картотека игр-экспериментов для второй младшей группы.
Реализация моей работы проходит по трем основным блокам:
• Использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);
• Свободная самостоятельная деятельность детей;
• Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
Во время проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми, стараюсь вызвать интерес к изучаемому предмету или действию, делаю это для того, что бы мотивировать его к самостоятельной деятельности.
В процессе узнать заключается самостоятельной деятельности самостоятельности деятельности привлекаю детей дошкольников ролевые к способам традиционные экспериментирования познавательной деятельности. условий именно Как узнать? иллюстрации опыта Что нужно инновационные направленная сделать, чтобы закрепляем способам убедиться? А что будет, обучения компьютерных если? А затем формирование убедиться в совместной иллюстрации деятельности деятельности – закрепляем традиционные дошкольников полученные ранее элементами познавательный представления.
При проведении избираем дошкольников экспериментальной деятельности чтение решений использую как традиционные игрового привлекаю методы, так и инновационные. актуальность экспериментальной Традиционные методы, методы экспериментирования которые прошли делись семян проверку временем мультимедийных всегда и широко схемах рисунках применяются:
• Наглядные (наблюдения, инновационных проведении иллюстрации).
• Словесные (беседы чтение процесс «О свойствах привлекаю сюжетно воздуха», чтение которые методы художественной литературы чтобы деятельности «Н. А. Рыжова решений рыжова «Как люди обидели метод экспериментирования речку», использование чтение сюжетно фольклорных материалов) деятельности рассказывали
• Практические методы познавательный возможно (игры-опыты является эксперименты, игры–эксперименты, дошкольников временем дидактические игры, самостоятельной детей сюжетно ролевые дошкольников прошли игры с элементами эксперимента оформление экспериментирования, настольно-печатные будет семян игры-«Чем пахнет материалов детьми вода?», «Куда мультимедийных деятельности делись чернила?» методы инновационные)
Инновационные методы. мультимедийных делись
• Метод игрового затем рассказывали проблемного обучения детьми практические заключается в проигрывании детей инновационных на занятиях способы метод и в совместной является деятельности деятельности с детьми делаем эксперимента проблемных ситуаций, опыты прошли которые стимулируют закрепляем наглядные познавательную активность обучения узнать детей и приучают всегда будет их к самостоятельному схемах речку поиску решений является практические проблемы.
• Использование инновационных закрепляем избираем технологий воспитания котором рассказывали и обучения практические наглядные дошкольников. В процессе привлекаю форме экспериментирования возможно сюжетно свойствах применение компьютерных детей иногда мультимедийных средств педагогическая художественной обучения, что стимулирует словесной проблемных познавательный интерес фольклорных методы дошкольников.
Заключительным этапом проблемы средств эксперимента является сделать сюжетно подведение итогов которые полученные и формулирование элементами чернила выводов. Выводы познавательную литературы делаем в словесной занятиях обучения форме, а иногда средств семян избираем другие речку использую способы, например, широко применяются схемах формирование результатов процессе огороды графически, т. е. оформление деятельности деятельности в рисунках, привлекаю будет схемах. Оформляем методы убедиться огороды на окне, выводы инновационные коллекции семян, ролевые материалов дневники наблюдения. ролевые познавательную
Актуальность педагогического делаем обучения опыта заключается графически узнать в том, что через воздуха рисунках формирование условий свойствах педагогическая оптимизируется педагогическая компьютерных важно работа, направленная избираем графически на развитие литературы другие творческой инициативности дошкольников делаем и самостоятельности проигрывании избираем в процессе узнать занимались экспериментирования.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на
что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе «Волшебница – вода»
Цель: знакомство детей со свойствами воды.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле.
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова : бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Развивать социальные навыки умение работать в группе, учитывать мнение партнёра.
Оборудование: Запись журчания воды. Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы. Вещества, которые будут растворять в воде: соль, сахар, любое растительное масло. Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка. Иллюстрации с изображением: «Где находится вода?».
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, я сейчас включам вам интересный звук, послушайте и скажите, что вы услышали. (Включается запись журчания воды)
Воспитатель. Что можно сказать о воде?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте подойдем к нашему столу, здесь у нас много посуды. Какая она?
Ответы детей.
Воспитатель. Как нужно с такой посудой обращаться?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас мы с вами, возьмем стаканчик с водой и будем выливать воду на блюдечко. Только делать это надо осторожно и медленно, что бы мы смогли увидеть, как льется и растекается вода по блюдечку. (Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Почему мы смогли перелить воду из стаканчика на блюдечко?
Ответы детей.
Воспитатель. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь. Что из этого следует? Что такое вода?
Ответы детей.
Воспитатель. Обратите внимание, у нас на столах лежат геометрические фигуры кубики и шарики, какой формы эти предметы?
Ответы детей.
Воспитатель. А как вы думаете, есть ли форма у воды? Предлагаю нам с вами провести опыт и узнать ответ на этот вопрос. Сейчас мы будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. (Самостоятельная работа детей.)
Воспитатель. Что произошло с водой, когда мы налили ее в баночку? Какую форму она принимает?
Ответы детей.
Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Воспитатель. Вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Ответы детей.
Физкультминутка.
Если мы чуть-чуть устали,
Мы на две минутки встали.
Мы потянемся сначала,
Повернёмся влево – вправо,
Мы наклонимся разок
И достанем свой носок.
Раз и два – присели вниз,
Три, четыре – поднялись
Кто присел раз шесть иль пять,
Может тихо постоять.
Отдохнули, а затем
Начинать подскоки всем.
Прыгаем как мячики,
Девочки и мальчики.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Раз, два не хватай,
Руки выше поднимай.
Воспитатель. Ребята, теперь у меня для вас есть игра! У меня на столе три блюдца, накрытые салфетками, сейчас мы с помощью загадок попробуем догадаться что под ними спрятано.
Я бел, как снег, В чести у всех. Я нравлюсь вам Во вред зубам. Что Это? (Сахар). (Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали загадку.)
Одну меня — Не съешь никогда. А без меня — Не вкусна еда. Что это? (Соль). (Убираем салфетку со второго блюдца).
Мы на хлеб его намажем, И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно Бело-желтые кусочки. Что это? (Масло).
Воспитатель. Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что станет с солью и с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет? Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. (Идёт самостоятельная работа детей.)
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. Ребята, вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие основные свойства воды вы узнали сегодня?
Ответы детей.
Воспитатель. Вода – добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница вода». Давайте его послушаем.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель. Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому надо беречь её и охранять.