Масленникова Ирина
Педагогическая мастерская с использованием квик-настройки «Технология синквейн»
▼ Скачать +Заказ
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи:
· освоение педагогами новой технологии способствование развития связной речи - синквейн;
· обучение участников применению на практике технологии;
· развивать интерес к разным технологиям и применение их на практике
Ход мероприятия
Доброе утро, уважаемые, коллеги! Меня зовут Масленникова Ирина Александровна, я являюсь воспитателем ДОУ №4. Хочу с вами поделиться своими находками в работе. (слайд №1)
Публикация «Педагогическая мастерская с использованием квик-настройки „Технология синквейн“» размещена в разделах
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
И начать хотела бы с одной составляющей технологии, о которой пойдет речь - это интерактивная организационная форма работы с детьми под названием Квик-настройка. Для начала давайте определимся, что же означает термин Квик-настройка.
В переводе с английского языка quick –означает «быстрый». Квик-настройка – быстрая психологическая индивидуальная настройка ребенка на успешную работу. Квик-настройка одна из новейших интерактивных форм работы с коллективом, она предполагает активность со стороны всех участников процесса и дает положительную установку коллективу.
Примеры: (слайд №2)
1. Вы самые лучшие и красивые, пусть все вами восхищаются!
2. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа.
3. Трудности закаляют на пути к счастью.
4. Вместе – мы сила!
5. «Я самая обаятельная и привлекательная»(цитата из фильма)
При этом необходимо придерживаться следующих правил:
· Утверждение должно быть сформулировано как факт, и именно в настоящем времени.
· Используйте только позитивные слова. Установка должна рождать позитивные эмоции, радость.
· Установка должна быть краткой и в то же время яркой, образной.
(примеры Квик - настройки, работа с аудиторией)
Одним из методов работы с детьми, которым я хочу с вами поделиться является – технология синквейн (слайд №3).
Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный
запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, не могут пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси (слайд №4). Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как один из методов развития речи.
В плане развития речи, метод Синквейна способствует решению чуть ли не главной задачи педагогов на сегодняшний день - это развитие критического мышления, т. е. создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Критически мыслящие люди:
умеют решать задачи;
открыты для новых идей;
умеют решать проблемы в сотрудничестве с другими людьми;
умеют слушать собеседника;
рассматривают проблемы с разных точек зрения;
любознательны.
Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку (слайд №5).
Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного (т. е. слово-предмет).
Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему (т. е. слово-признак).
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме (т. е слово-действие).
Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать как одно слово, так и большее количество слов.
Давайте разберем пример синквейна на тему «Зима». (слайд №6)
Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач:
он помогает придать лексическим единицам эмоциональную окраску;
обеспечивает непроизвольное запоминание материала;
способствует закреплению знаний о частях речи, о предложении;
помогает активизировать словарный запас;
совершенствует навык использования в речи синонимов;
активизирует мыслительную деятельность;
совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.
Давайте теперь разберём способы работы с Синквейнами.
Итак:
1. Составление нового синквейна. (слайд №7 «Снег»)
2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна (слайд №7 «Снег»)
3. Коррекция и совершенствование готового синквейна. (слайд №8 «Снеговик»)
4. Анализ неполного синквейна без указания темы и определения названия темы этого синквейна. Синквейн – загадка. (слайд №9)
5. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке (слайд №10)
Технологию синквейна очень удобно использовать в работе с дошкольниками по нескольким причинам:
из-за его простоты. Синквейн могут составить все.
в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом, что является для нас с Вами самым главным.
Хотелось бы сделать акцент на том, что знакомство с этим приёмом следует начинать только в старшем дошкольном возрасте. (слайд №11)
Необходимо помнить, что составлять синквейн следует только на темы, хорошо известные детьми и обязательно показывать образец
Чаще всего синквейн используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Для того, чтобы закрепить тот материал, о котором мы с вами сегодня говорили, давайте вместе составим синквейн к слову-предмету, а именно «методическое объединение» (педагоги составляют синквейн на тему МО).
Спасибо Вам большое за внимание! (слайд №12)