Елена Горелова
Педагогическая проект «Формирование основ ОБЖ с помощью тестопластики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность идеи: Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий. Актуальность проекта вызвана еще тем, что формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Публикация «Педагогическая проект „Формирование основ ОБЖ с помощью тестопластики“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- ОБЖ в школе
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Тестопластика. Проекты, планы
- Темочки
Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью.
Цель:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них средствами тесто пластики
Задачи:
•Обучить детей умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
•Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
•Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.
Основные направления деятельности педагога по реализации идеи :
С введение ФГТ в детском саду была разработана ООП модуль общеобразовательной программы «Безопасность для дошколят», в связи с тем, что я занимаюсь с детьми тесто пластикой третий год, я решила реализовывать образовательную область «Безопасность» средствами тесто пластики. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада. Задачи реализуются в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной. Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей :
•Специально организованная деятельность детей – НОД; беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения,
•Экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи;
•в ходе режимных моментов;
•в самостоятельной деятельности детей;
•в процессе взаимодействия с семьями детей.
Основные направления деятельности педагога по реализации идеи :
Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка
стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
• Создание в помещении предметно -развивающей среды совместно с родителями для успешного проведения работы: Оформлен центр для проведения экспериментов «Чем потушить огонь?», «Спичка обычная и охотничья - что горит дольше?», «Как горит лучинка и бенгальская свеча?» и т. д., создания мини-музея, выставки игрушек, поделок из соленого теста.
•Подбор художественной литературы, презентаций, сюжетных картинок и иллюстраций, раскрасок, загадок по безопасности для детей. Задача педагога – сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого крайне важно использование современных плакатов по ОБЖ: они всегда перед глазами детей, легко запомнишь, неоднократно рассматривая и повторяя, изображенные на них правила.
Очень помогает в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и др.
Сказки содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Использую эту возможность, чтобы закрепить представления детей. Беседуем, проигрываем ситуации с ними, «переиначиваем» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Новый материал (правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Например: «Правила поведения для воспитанных детей», «Дядя Степа» С. Михалкова, «Мойдодыр» К. Чуковский, С. Я. Маршак «Пожар». «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», К. И. Чуковский «Путаница»
И. Б. Прохорова «Старые сказки на новый лад о безопасности ребят и зверят». Все необходимые книги и театр находятся в доступном для детей месте.
•Совместная продуктивная деятельность воспитателя и детей лепка из соленого теста :
лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый вид
художественного творчества.
Мы лепим, обыгрываем ситуации правильного и неправильного поведения, в которых закрепляются знания, полученные на НОД по «Безопасности»
Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Лепка дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности». Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
- О сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
- об опасностях при контактах с животными.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- о микробах и вирусах.
- о бытовых опасностях.
- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Каждый новый материал опирается на опыт, знания и умения детей. Когда ребенок лепит, он видит, себя участником того, что изображает, развивается способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Формируется бережное отношение к окружающему миру, забота о животных.
Ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процесс, в воспитании желание прийти на помощь попавшему в беду. Дети созидают, помогают «Кошки, которая пострадала при пожаре» лепят ей новый дом, «Помогают ежикам», восстановить лес после пожара, «Помогают бабушке перейти дорогу», лепят пешеходный переход и т. д. Тесто пластика способствует развитию у детей навыков сотрудничества, смелости, снятию страха и готовить его встрече с возможными трудностями, формирует представление о наиболее опасных ситуациях. На примере сказки «Красная шапочка», лепим девочку и разъясняем ей, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Мы «Помогаем Машеньке собрать грибы» (лепим грибы, учим её отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаем, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. «Кормим бездомных кошек и собак», и при этом повторяем правило, что, нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с домашними животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
Лепим мусорные баки для жителей сказочной страны, объясняем им, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений. Средствами тесто пластики помогаем, чтобы ребенок с самого раннего возраста усвоил главный принцип: «Не навреди!» И это касается и собственной безопасности, и охраны окружающей среды.
•Разработаны конспекты совместной деятельности, мероприятий по темам: «Не играй со спичками – это опасно!», «Берегись насекомых»,
«Знакомство с улицей», «Не открывай дверь чужим людям», «Огонь», «Где можно и где нельзя играть», «Кошкин дом», «Волшебные полоски» (лепка «зебры», «Не влезай на высокие предметы», «Правила для пешеходов», «Не включай электрические приборы» (Знакомить детей с опасными предметами, которыми нельзя пользоваться самостоятельно). «Правила безопасности на льду», «Для чего нужен светофор», «Огонь – друг или враг?», «Не ходи с чужими людьми и не разговаривай с ними» и др.
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах безопасного поведения ребёнка, в них невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому мы сотрудничаем с инспекторами ГИБДД и ПЧ. Проводим совместные беседы, экскурсии, развлечения.
Формы работы с родителями : Формирование представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, привитие детям навыков безопасного поведения в быту проходит совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Сотрудничество с родителями детей, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка в нашей группе проходит через активные формы взаимодействия : тренинги - «Минутки безопасности» - их повседневность»; семинар-практикум для родителей «Досуг семьи. Безопасное место ребенка в нем»; «круглые столы» : «Безопасность детей младшего дошкольного возраста». «Игра – не забава». Проводим консультации: «Безопасность в вашем доме», «Родителям о правилах дорожного движения», «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем». Оформляем наглядную агитацию : анкетирование для родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту, папка-передвижка «Сказочная безопасность». Совместно с родителями оформили уголок безопасности. Проводим развлечение «Дорога – это опасно!»; выставки художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
Система оценки знаний детей:
Дважды в год провожу диагностическую работу по определению уровня формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения, развития каждого ребёнка, по результатам планируется дальнейшая работа.