Ольга Дроздова
Опыт работы «Формирование основ пожарной безопасности детей посредством использования игровых приемов»
«Везде, где есть жизнь, есть и опасность.»/Эмерсон/
Актуальность
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ пожарной безопасности детей посредством использования игровых приемов“» размещена в разделах
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители.
Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить опасность.
Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Весь мой опыт целенаправлен на реализацию следующих задач:
Дать представление детям о причинах возникновения пожара;
Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о том, как избегать таких ситуаций;
Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источника м пожарной опасности;
Развивать умение реально оценивать возможную опасность;
Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей;
Воспитывать чувства гордости и уважения к профессии пожарного и взаимопомощь по отношению друг к другу.
Формирование опыта пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста возможно при соблюдении следующих принципов:
Принцип полноты – содержание реализуется через все разделы программы.
Принцип системности – работа проводится весь учебный год, специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние отрезки времени.
Принцип доступности содержания детям.
Принцип возрастной адресованности.
Принцип координации деятельности педагогов (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физвоспитания) .
Принцип преемственности взаимодействий с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
В своей практике я использовала следующие формы работы с детьми:
Специально организованные занятия познавательного цикла и беседы о пожарной безопасности;
Экскурсии, целевые прогулки;
Рассматривание иллюстраций книг, альбомов, рисунков с изображением опасных ситуаций;
Чтение художественной литературы;
Заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок, отгадывание загадок;
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, логоритмические игры;
Спортивные праздники, досуги, конкурсы: «Юные спасатели»;
Сюжетно-ролевые игры, подвижные, дидактические, словесные, игры-соревнования;
Театрализация.
Опытническая деятельность.
Важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.
Тематические занятия и беседы:«Пожарная безопасность дома» «Спички не тронь - в спичках огонь»«Почему возникают пожары?»«Как уберечься от огня?» «Добрый и злой огонь!»«Труд пожарных»…
Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем.
Каждый случай я излагала, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод.
Большое внимание в своей работе уделяю ролевым играм – драматизациям,
игровым проблемным ситуациям, игровому моделированию,
игровым персонажам.
Активно использовала наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия программы обучения, применяла предварительно разработанные сценарии игр,
утренников на пожарные темы.
Использовала в процессе занятий макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику
и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, рукава и т. д., изготовленную с привлечением детей,
игрушечные экипировки пожарных, компьютерные и настольные игры.