Елена Манерова
Педагогическая гостиная «Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая гостиная
«Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников»
Цель:
- сформировать представления родителей о возможности использования произведений детской художественной литературы в экологическом развитии дошкольников.
- мотивировать родителей к чтению предметной литературы с ребё нком-дошкольником.
Содержание
Публикация «Педагогическая гостиная „Использование художественной литературы в экологическом развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чтобы воспитать детей экологически грамотными, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию, анализировать поведение детей в общении с природой, задумываться об охране природы.
Давайте с вами обсудим следующую ситуацию: гуляя с ребёнком в парке, вы видите стаю голубей. Ребёнок бежит радостный и разгоняет птиц. Каково ваше отношение к этому? Как вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действие ребёнка или же у вас возникают другие чувства? Как вы поступите? Какие нравственные качества будут формироваться у ребёнка в результате поощрения его действий?
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребёнка к природным объектам, что получается, если ребёнок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их и мы поощряем эти действия. У ребё нка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребёнок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.
И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому» : «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Давайте вместе подумаем, если ребёнок маленький, 2-3 года, то делает это от незнания, как поступить. Но если так делает старший дошкольник, то это уже хуже. Что предложить ребёнку в данной ситуации?
Можно предложить понаблюдать за птицами, что они делают, чем занимаются, питаются, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать. Нужно учить не мешать живым существам, а оберегать их. И, тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребё нок задумается: а надо ли им мешать.
Наша задача – заинтересовать ребят жизнью других существ и поддерживать их интерес.
Были ли у вас какие-то ситуации, связанные с природой? Как вы действовали в этих случаях?
Ситуация для родителей:
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Дайте оценку этому поступку. Как бы вы поступили? Что вы делаете, когда встречаете птиц? Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой? Надо ли помогать птицам и как?
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы можем помочь в семье детям? Конечно, можем рассказать что-то из своего опыта, так как сами имеем знания о природе. Но дело в том, что не всегда мы можем рассказать правильно, в доступной форме. И верным помощником в данном случае являются книги.
Как вы покупаете книги своему ребёнку? На что обращаете внимание при выборе книги? Как вы читаете книги? (ответы). Надо ли учитывать возраст при чтении литературы?
Вы, наверно, обратили внимание на то, что писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, чтобы с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникало желание любоваться всем живым и беречь его. А в дальнейшем произойдёт перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребёнка.
В какое время вы читаете? Какие книги о природе есть в вашей семье? Обсуждаете ли прочитанное вместе с ребёнком? Нужно ли это делать? Не пробовали ли вы после чтения книги проводить на прогулке игры? Приходилось ли вам в жизни встречаться с аналогичной ситуацией, прочитанной в книге?
Итак, что необходимо родителям, прежде чем читать:
1. Самим познакомиться с содержанием книги.
2. Учитывать возраст ребёнка, поймёт ли он содержание произведения.
3. Постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела
4. Обговорить прочитанное, задать ребёнку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание и как относится к поступкам героев.
Вы все знаете, что ребят интересует многое, но мы не всегда можем ответить на вопросы детей, поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы, будет подборка литературы для взрослых о природе. Но при этом не забывайте, что нет необходимости сразу отвечать на вопросы ребёнка. Есть такие ситуации, где мы должны ребёнку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос.
В заключение разговора хочется пожелать вам успехов в экологическом развитии детей!