Светлана Гожина
Педагогическая ценность загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведения между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.
Публикация «Педагогическая ценность загадок» размещена в разделах
Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета и явления. Загадка становится постепенно дидактическим средством обучения детей. С ее помощью идет проверка знаний, наблюдательности, сообразительности ребенка. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Рассмотрим педагогические возможности загадки. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному творчеству, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Также загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически.
Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленностью. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в тоже время на ногах? Босиком и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ – «гвоздь в сапоге» подчеркивает оригинальность остроумной загадки – шутки. Значительная роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, удивляют неожиданными сравнениями, помогают увидеть вторичные значения слов. (например, идти (идут часы, гости, идет снег, дождь, и т. д.). Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Загадка учит детей связно, последовательно излагать свои мысли: высказываться, используя разные конструкции построения предложений, мотивированно доказывать свой ответ. А это все, так необходимо для подготовки к обучению в школе.