Получи документы

Педагогическая ценность загадок

Светлана Гожина
Педагогическая ценность загадок
▼ Скачать + Заказать документы

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведения между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.

Публикация «Педагогическая ценность загадок» размещена в разделах

Каждая загадка является логической задачей, содержащей в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета и явления. Загадка становится постепенно дидактическим средством обучения детей. С ее помощью идет проверка знаний, наблюдательности, сообразительности ребенка. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Рассмотрим педагогические возможности загадки. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному творчеству, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Также загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. В загадках отразился живой, веселый, бойкий нрав русского народа, умеющего воспринимать жизнь радостно, весело, оптимистически.

Поэтому загадки полны юмора, шуток, порою насмешек, а иногда и озорной двусмысленностью. Например: «Хожу на голове, хотя и на ногах, хожу и босиком, хотя и в сапогах». Вся загадка построена на игре противоречий. Как это ходить на голове и в тоже время на ногах? Босиком и одновременно в сапогах? Неожиданный ответ – «гвоздь в сапоге» подчеркивает оригинальность остроумной загадки – шутки. Значительная роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребенка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, удивляют неожиданными сравнениями, помогают увидеть вторичные значения слов. (например, идти (идут часы, гости, идет снег, дождь, и т. д.). Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Загадка учит детей связно, последовательно излагать свои мысли: высказываться, используя разные конструкции построения предложений, мотивированно доказывать свой ответ. А это все, так необходимо для подготовки к обучению в школе.

Публикации по теме:

Книга стихов и загадок о космосеКнига стихов и загадок о космосе День космонавтики отмечает вся страна. В нашей группе дети, вместе с родителями, приняли активное участие в оформлении уголка и выставки,.

Ценность экскурсий в развитии и воспитании дошкольниковЦенность экскурсий в развитии и воспитании дошкольников Среди множества форм и методов обучения и воспитания дошкольников на первом месте, в большинстве случаев, стоит экскурсия. Именно эта великолепная.

Использование загадок в воспитании и обучении детей Использование загадок в воспитании и обучении детей. Загадки широко используются в общей системе образовательно - воспитательной работы:.

Картотека загадок о животных Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж) *** Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко.

План-сценарий родительского собрания «Здоровье-главная ценность человеческой жизни» Цель: приобщать родителей к формированию здорового образа жизни; формировать чувство ответственности за воспитание своего ребенка. План.

Познавательная направленность и эстетическая ценность занятий по развитию речи Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли.

Проект для старшей группы на тему «Здоровье — главная ценность человека» Актуальность: Проект посвящен одной из наиболее актуальных проблем - сохранению и укреплению здоровья самых маленьких граждан России, которую.

Развлечение «Путешествие в страну математических загадок» Цель – Закрепление математических представлений в игровой, занимательной форме. Развитие логического мышления. В зале присутствуют болельщики,.

Творческие способности и их ценность в современном мире Творческие способности и их ценность в современном мире. «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Формирование здорового образа жизни у дошкольника как мировоззренческая ценность личности «Здоровье – это вершина, на которую каждый должен забраться сам» И. И. Брехман Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая ценность загадок
Опубликовано: 16 декабря 2015 в 19:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая ценность загадок» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гожина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД