Галина Седельникова
Формирование здорового образа жизни у дошкольника как мировоззренческая ценность личности
«Здоровье – это вершина, на которую
каждый должен забраться сам»
И. И. Брехман
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
На новом этапе развития образования в России и согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО первой и приоритетной задачей дошкольного образования является : «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Публикация «Формирование здорового образа жизни у дошкольника как мировоззренческая ценность личности» размещена в разделах
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем воспитать здорового ребёнка. Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к человеку. За последние время в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Поэтому необходимость найти эффективные пути оздоровления приобретает первостепенную социальную значимость.
Так что же такое «здоровье»?
Существует очень много понятий определению “здоровье”. Общепринятое определение дает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) : здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. А под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Также выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное и эмоциональное благополучие человека. Термин «психологическое здоровье» введен профессором И. В. Дубровиной. Он подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии. Психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности : доброту, красоту, истину.
Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни, и является личной и общественной ценностью нации. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новое направление – «валиология» - наука о здоровье.
Таким образом, охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы – это путь к успеху в развитии дошколят.
Как же укрепить и сохранить здоровье детей?
Ответ волнует как педагогов всех уровней, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Нравственное воспитание, режим дня, сбалансированное питание, организация сна, организация прогулок и закаливание, индивидуальная работа – в этом и заключаются основные задачи охраны и сохранения здоровья детей как комплекс мер, проводимых в ДОУ на всех уровнях развития ребенка.
Приучая ребенка к активному образу жизни с раннего возраста, делая это без принуждения, не провоцируя внутреннего протеста у ребенка, можно быть уверенным, что именно это и есть забота о сохранении его здоровья.
Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Поэтому очень важно правильно спланировать содержание образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Укрепление и сохранение собственного здоровья ребенка дошкольного возраста предусматривает знание:
• правил гигиены и ухода за своим телом;
• наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
• о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Ведение здорового образа жизни для ребенка должно стать самой важной жизненной привычкой впоследствии. В связи с этим, основная задача дошкольных учреждений и семьи, используя разнообразные формы работы, формировать основы здорового образа жизни. Поэтому именно в семье и в ДОУ у ребенка нужно сформировать и развить понятие ценности здоровья, побуждать самостоятельно и активно сохранять и приумножать его. Ведь дети могут оказаться в абсолютно неожиданных ситуациях, и здесь основная цель – развить у них самостоятельность, ответственность, а иногда и автоматизм. Всё, чему родители и педагоги учат детей, должно применяться ими в реальной жизни. Например, навык мытья рук по приходу домой с улицы, перед и после похода в туалет, после ползанья по полу, перед едой и так далее.
Здесь неоценима практическая значимость: применение валеологических знаний и умений, массаж и закаливание приучают ребенка осознано относиться к своему здоровью. Утренняя ритмическая гимнастика, бег, НОД по физической культуре, степ-аэробика, дыхательные упражнения к ежедневным занятиям по физической культуре, подвижные игры – все это способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.
И тут нужно иметь ввиду, что все усилия педагогов могут сойти на нет, если не будут поддержаны родителями. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Ведь именно мама и папа являются главным примером, образцом подражания для своих детей, а не воспитатели в детском саду. А потому только с помощью родителей становится возможным добиться по-настоящему хороших результатов в развитии и оздоровлении дошкольников.
В связи с этим в нашем детском саду №3 «Фонарик» проводится большая информационная работа с родителями. Это тематические родительские собрания в области формирования, сохранения и укрепления здоровья, совместные спортивные мероприятия, различные буклеты-раздавашки о значимости и профилактики здорового образа жизни, с советами по правильному питанию, закаливанию, использованию нетрадиционных методов медицины.
Таким образом, дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Ведь не даром говорят - здоровье детей показывает картину общества.
Список используемой литературы:
1. М. Воробьева, «Воспитание здорового образа жизни у дошкольников»/ «Дошкольное воспитание» - 1998 г №7
2. «Здоровый дошкольник : социально-оздоровительная технология 21 века» состовители: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – 2008 г.
3. Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24
4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие – М. ; Сфера, 2008.