оксана тимофеева
Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя ДОУ
До недавнего времени педагоги ДОУ основное внимание уделяли развитию познавательных процессов. При этом нравственное воспитание из-за недостатка режимного времени уходило на второй план. Современные тенденции в образовании требуют от педагогов нового подхода к воспитанию и развитию детей. Его осуществление мы видим, в организации взаимодействия между педагогами, родителями и детьми. С этой целью в ДОУ организуются различные мероприятия, охватывающие все области педагогического процесса и требующие одновременного взаимодействия нескольких педагогов.
Публикация «Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи взаимодействия:
- создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО
-развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников – основу для возникновения творческих замыслов и материал для развития воображения и фантазии
-способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние
-обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребенка с учетом особенностей его развития
-развивать двигательно-образные навыки – умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве
-развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память
-обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок
-учить создавать художественные образы с помощью пластических средств,ритма, темпа, высота и силы звука
-развивать мелкую и крупную моторику
-расширять лексический запас
-развивать коммуникативные навыки
Области сотрудничества :
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ - взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями.
2. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ - консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ – взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.
Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог :
1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя
2. Проводит диагностику психических процессов
3. Осуществляет психолого- педагогическое сопровождение детей с ОНР, заиканием на музыкальных занятиях, во время подготовки и проведения праздников, досугов, развлечений.
4. Осуществляет психолого- педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях
5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольни с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка
6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений
7. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях
8. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределения ролей
9. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий
10. Взаимодействую с педагогом-психологом, музыкальный руководитель :
11. Консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз
12. Оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии
13. Участвует в диагностике психических процессов дошкольников
14. Консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учетом их возраста
15. Участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать
16. Участвует в проведении родительских гостиных
Результаты взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя, а следовательно, и освоение содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие:
- Дети имеют элементарные представления о видах искусства
- Адекватно воспринимают и понимают произведения музыкального искусства
- Умеют определять настроения музыкального произведения и сопереживать его персонажам
- Могут выразить приемлемым способом свои эмоции, мысли и желания
К сожалению, в наши дни, все чаще можно встретиться с феноменом «засушенного сердца», описанным Л. С. Выготским, под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» детей способствует окружающая обстановка. Дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, которая в свою очередь дает более красочное восприятие мира. Бедное чувственное восприятие делает детей более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, взрослые нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. А возникающие при этом, ростки негативных чувств и эмоций могут в дальнейшем принести самые нежелательные плоды. Таким образом, очень важно объединять усилия педагогов ДОУ и всех специалистов для развития чувственной сферы детей и обеспечения благоприятного эмоционального климата.
К основным процедурам работы педагога-психолога можно отнести – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками, игры способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение); приветствие и прощание носят ритуальный характер. Одним из лучших средств для того, чтобы размягчить «черствое» сердце ребенка является музыка. Она в совокупности с психологическими упражнениями дает значительные сдвиги в работе по данному направлению.
Педагог-психолог и музыкальный руководитель стремятся осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы, одной из которых является проведение в ДОУ совместных мероприятий. Самые интересные из которых: «Что нам осень принесет», «Наша Армия сильна», «Ириска в гостях у ребят», «Мы ходили-походили», «Чудесный мешочек», «Волшебные превращения», «Отмечаем День Рождения», «Едет, едет паровоз…», «Как дети Весну выручали» и многие другие. Мы решили попробовать, объединив свои усилия для раскрытия такого сложного нравственного понятия, как доброта. Чтобы раскрыть его в форме простой и доступной для детей.
Для этого был составлен комплекс мероприятий на тему доброты. В течении недели педагоги помогали своим участием в подготовке к мероприятию «Если добрый ты». За данный период детям предлагалось:
- ознакомиться и выучить несколько пословиц о доброте;
- вместе с родителями прочитать и принести книгу с любимым произведением, где рассказывается о каком-либо добром герое или о добром поступке;
- просмотр мультипликационных фильмов;
- прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского (цикл «Детский альбом») и Мусоргского М. П. («Картинки с выставки»);
- составить совместно с воспитателями фотоальбома «Наши добрые дела»;
- сюжетно-ролевые игры (по мотивам сказок, мультфильмов);
- рассказывание о своих личных делах из своего опыта «Добрый поступок моего друга, мамы, папы…»
- разучивание песен о доброте;
- решение педагогических ситуаций и беседы по теме;
- рассматривание иллюстраций к сказкам и художественным произведениям с изображением добрых и злых героев;
- организация трудовой деятельности;
- чтение по теме; и т. д.
Интеграция содержания различных образовательных областей с музыкой может дать особый эффект в развитии ребенка, обогатить его внутренний эмоциональный опыт.
В данном небольшом опыте по взаимодействию музыкального руководителя и педагога-психолога для себя отметили несколько плюсов:
- рассмотрение темы с разных сторон, позволяет подобрать наиболее оптимальные пути для решения той или иной педагогической задачи;
- эффективное использование времени;
- повышение результативности педагогической деятельности;
На данный момент это вся информация, которой нам хотелось сегодня поделиться. Для себя совместную работу нашли весьма плодотворной и даже вполне результативной. В дальнейшем хотелось бы еще раз вернуться к данной теме, поскольку в процессе работы возникло много вопросов и много идей, которые хотелось бы воплотить.