Шереужева Амина
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на педсовете: «Организация работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ”
2 слайд. Свое выступление хочу начать со слов Виктора Петровича
Астафьева.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине. Родина – это все: и прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, ее праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к родителям, а главное - труд, творческий созидательный труд своего народа».
3 слайд. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлении работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
4 слайд. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов определил патриотизм как «преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу». Георгий Яковлевич Бакланов писал, что ‹это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного языка, страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма заключает в cебе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
5 слайд. Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:
•создание системы нравственно-патриотического воспитания :
•воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;
•формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему
живому;
•воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их тpyда;
•развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам традициям и обычаям русских людей;
•расширение представлений о родной стране, ее столице, городах:
•знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
•ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;
•развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
•формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:
6 слайд 1.«Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад,
моя улица).
7 слайд 2.«Мой родной город, село, в котором я живу» (истории моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).
8 слайд 3.«Мой родной край» аи, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).
9 слайд 4. Наша Родина - Россия)› (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).
10 слайд 5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней)
11 слайд 6 блок. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).
12 слайд 7.«Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).
Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной.
13 слайд Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в несколько направлениях:
•духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстрации);
•воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
•культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с
интересными людьми);
•нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда
14 слайд. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий.
1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждениях. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.
2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентирование на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.
3. Организация активного взаимодействия семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей — начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение,
Знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех
участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.
Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!
В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения. симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и
впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу; подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
15 слайд. - Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлом и настоящему ко всему человечеству». А что такое Родина?
Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени, с уважения заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна.
Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви.
Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.
Родина это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать Родину. "Газе родился, там сгодится" - эту поговорку знают многие, но ни кто
не задумывается о её смысле. Так гак же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
16 слайд. И свое выступление хочу закончить словами нашего президента В. В. Путина —«От того, как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя»
17 слайд. Спасибо за внимание!