Татьяна Миллер
Патриотизм как основа дошкольного воспитания на современном этапе образования
▼ Скачать
Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важных и актуальных задач нашего времени. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности. Особое место в правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведущая роль в становлении гражданственности и патриотизма растущего поколения принадлежит системе образования. Патриотизм не возникает сам по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства.
Публикация «Патриотизм как основа дошкольного воспитания на современном этапе образования» размещена в разделах
Дошкольный возраст является периодом становления личности. Он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относиться и чувство патриотизма. Воспитание патриотизма в детском саду актуально по нескольким причинам. У детей происходит формирование гражданской идентичности. Воспитание патриотизма помогает им понимать и ценить свою страну, её культурное наследие и историю. Это создает основу для гармоничного развития и самоопределения в будущем. Происходит социальная адаптация, которая способствует интеграции в общество. Дети учатся ценить историю, искусство, традиции и язык своей нации, что способствует сохранению и передаче культурных ценностей следующим поколениям.
Чувство любви к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. У дошкольника постепенно формируется образ собственного дома, имеющего свой уклад, свои традиции, стиль взаимоотношений. Свой дом ребенок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определенных условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
И родной дом, двор, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Воспитание патриотизма означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился. Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных и классических произведениях, в произведениях мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Уважение к трудовым умениям и творческим ремеслам предков, гордость за людей, трудами и талантами которых славится Россия - необходимое условие для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Особая роль в воспитании патриотизма отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Ребенок чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, защитить, сохранить.
Главной целью дошкольного воспитания выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач и трудового, интеллектуального, эстетического и физического воспитания.
Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива: семьи, детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. И, чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять в нравственных поступках. Нужно формировать у ребёнка представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Литература
1. Божович Л. И. Избр. психолог. Труды. Проблемы формирования личности/ Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна- М. :АСТ, 1995.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка/ Н. Ф. Голованова – СПб. : Речь, 2004.
3. Денисенко Н. Г. Ваш ребенок познает мир/ Н. Г. Денисенко// Дошкольное воспитание № 1, 2000.