Сухова Евгения Юрьевна
Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство как средство
патриотического воспитания дошкольников
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из актуальных проблем настоящего времени. Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь не возможна без глубокого познания произведений народного искусства, которое несет в себе духовные, эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений.
Дошкольное детство – это период начальной социализации ребенка, это приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей.
Формирование всесторонне развитой личности начинается с младенчества. Дети младшего дошкольного возраста могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, начинает развиваться воображение. Поэтому продуктивные виды деятельности являются для дошкольника обязательным этапом развития как личности. Благодаря этому виду деятельности развиваются память, внимание, воображение, эстетическое восприятие. Совершенствуются процессы запоминания, развивается мелкая моторика. Дети получают эстетическое, культурное, патриотическое, и интеллектуальное развитие.
Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное декоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть жизни народа, повседневного быта. Знакомство ребенка с народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии. Приобщение воспитанников к произведениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать детей добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности. Патриотическое воспитание в объединениях отдела декоративно - прикладного творчества осуществляется в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к творческому наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитанию любви к малой родине.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотического развития личности через художественное творчество необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая сред : игрушки, одежда, предметы быта, иллюстрации, чтение литературы);
2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;
3. развивать умения видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;
4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи : обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах.
Для успешного решения поставленных задач педагог должен быть сам знаком с народно – декоративным творчеством, историей его возникновения.
Одним из направлений патриотического воспитания является толерантное восприятие культур других национальностей, проживающих рядом друг с другом. Раскрытие данного направления особенно характерно и рекомендуемо для нашего Крымского полуострова, являющегося поликультурным. Приобщение детей к культуре других народов - это один из методов воспитания толерантного патриотически настроенного поколения. Использование декоративно – прикладного искусства в данном направлении наиболее актуально.
Декоративно-прикладное искусство русского и крымскотатарского народов. История возникновения росписей и ремесел, их значение.
Русское народное декоративно-прикладное искусство :
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Ды мковская игру шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Гамма цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, алый, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. У игрушки строго геометрический орнамент : клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.
Гжель — русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики: посуда, игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
Полхов-Майда нская ро спись, — производство расписных токарных изделий в селе Полховский Майдан, деревне Крутец и посёлке Вознесенское Нижегородской области. Токарные изделия мастеров этого промысла — матрёшки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки украшают: цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Цветочная роспись очерчена чётким чёрным контуром, «пестрение» — простейшая кистевая роспись мазками или точками.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. Имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь» Первая русская матрёшка, выточенная лучшим игрушечником из Сергиева Посада, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Крымскотатарское народное декоративно-прикладное искусство :
Крымскотатарское народное декоративно-прикладное искусство является одной из ярких страничек мировой художественной культуры. В конце ХIХ в. в среде российских этнографов, любителей искусства, коллекционеров, художников возникает интерес к бытовому искусству крымских татар, которое в то время можно было разделить на 6 видов: керамика, резьба по дереву и камню, чеканка и гравировка по металлу, ювелирное дело, шитье, вышивка и ткачество.
Горячий интерес к крымскотатарской вышивке и ткачеству в научной и художественной среде обусловлен уникальностью и богатством орнаментальных мотивов, мастерством исполнения, большим разнообразием технических приемов.
Значение орнаментов и росписей (крымскотатарская символика) :
«Путь женщины» (описание узора)
Бадем (миндаль) – знак девочки.
Роза– обозначает женщину.
Гвоздика – символ пожилой женщины, жизненного опыта,мудрости.
Коготки – обозначение защищенности.
Нюансированные изображения листочков призваны выразить, любовь, заботу и ласку.
Ритм мелких элементов – символизирует достаток, ежедневный труд, приносящий духовное, физическое и материальное благополучие.
Достаток, изобилие, плодородие в крымскотатарской символике изображается через символ-Рыбы - в них находится большое количество икринок, поэтому во многих культурах они являются символом богатства и изобилия.
Кувшин - символ дома, материнского лона, источника жизни и живительной влаги. Ромб в орнаментах вышивки крымских татар встречается как знак поля.
Новобрачные в крымско - татарской символике:
-кипарис, символизирует мужчину. На него опирается и прикасается к его вершине виноградная лоза - знак женщины.
-гроздь ягод – символ изобилия и плодородия.
-лодка, корабль выражает пожелание благополучного существования новой семьи.
«Детский мир». Значение символов.
Центрическая, динамично вращающаяся композиция, а также яркая, насыщенная цветовая гамма этой росписи подобраны таким образом, чтобы отразить внутренний мир и состояние детской души.
Солнце - символ жизни. Тюльпан (ляле) - знак мальчика, миндаль (бадем) - знак девочки. Цвет фона желтый - теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает и символизирует движение, радость и веселье.
Погрузившись в декоративно – прикладное искусство русского и крымскотатарского народов, мы почувствовали их своеобразную историю, национальную эстетику. И с уверенностью должны согласиться с замечательными словами М. И. Калинина:
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия».