Голикова Айгылаана Анатольевна
Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами эвенской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в МБДОУ детский сад «Осикат» Момского района, с. Сасыр.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами эвенской народной культуры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Количество участников исследования составило 10 человек – это воспитанники старшей группы детского сада. Возраст детей – 6-7 лет, среди них 4 мальчиков и 6 девочек.
Опытно-экспериментальная работа состояла из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Работа включает в себя следующие этапы:
1 этап – констатирующий. Содержание работы: определение уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап - формирующий. Содержание работы: разработка и апробация педагогического проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами народной культуры.
3 этап - контрольный. Содержание работы: проведение итоговой диагностики детей, сравнение результатов исходной и итоговой диагностики, определение результатов опытно-экспериментальной работы, формулировка выводов об эффективности проведенной работы.
Для диагностики детей использовались 2 методики:
1. Беседа с детьми. Ориентировочный перечень вопросов данной беседы представлен в Приложении 1.
2. Методика обследования уровня сформированности патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. Ю Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой (Приложение 2).
На основании результатов работы с детьми разрабатывалась система критериев и показателей уровня патриотического воспитания старших дошкольников, которые распределялись по трем уровням: высокому, среднему и низкому. Характеристики уровней сформированности патриотического воспитания у детей следующие.
Высокий уровень
Знает свое имя, фамилию, название села, района, Республики, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб села, района, Республики; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении села, о растительности, животном мире родного края; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
Средний уровень
Знает свое имя, фамилию, название села, района, Республики, свой адрес; флаг, герб,; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края, не знает географическое расположение родного края; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств и личностного отношения к окружающей действительности.
Низкий уровень
Не знает названия села, района, Республики. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного края; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о географическом расположении села, о растительности, животном мире родного края; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.
Количественные результаты по беседе с детьми представлены в таблице 1 и на рис. 1.
Таблица 1 Результаты диагностики уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста (беседа с дошкольниками)
Уровень патриотического
воспитания Кол-во детей %
Высокий 2 20
средний 5 50
низкий 3 30
Рис 1. Результаты диагностики уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста (беседа с дошкольниками)
Результаты констатирующего этапа по беседе с детьми показали, что у большинства дошкольников средний уровень патриотического воспитания – 50%. Высокий уровень отмечен у 20% детей, низкий – у 30% испытуемых. Следовательно, у детей преобладает средний уровень.
Качественный анализ результаты по диагностической беседе с детьми показал, что, в основном, дети затруднялись ответить на вопросы, касающиеся традиций и обычаев своего народа.
Количественные результаты по методике М. И. Новицкой и др. представлены в таблице 1 и на рис. 1.
Таблица 1 Результаты диагностики уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в констатирующем этапе (методика обследования патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой)
Уровень патриотического
воспитания Кол-во детей %
Высокий 1 10
средний 6 60
низкий 3 30
Диаграмма 1. Результаты оценки уровня патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в констатирующем этапе (методика обследования патриотического воспитания в детском саду М. И. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой)
Результаты оценки уровня сформированности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с помощью методики М. И. Новицкой и других авторов (таблица 1 и рис. 1) обнаружили, что у большинства дошкольников средний уровень развития патриотического воспитания, а именно 60%. 10% дошкольников показали высокие и 30 % низкие результаты. Следовательно, у детей преобладает средний уровень.
Качественный анализ результатов уровня патриотического воспитания дошкольников с помощью методики М. И. Новицкой показал, как мало дети знают о родном селе, традиции народа. Большинство детей хорошо знают название района, название села, домашний адрес.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей исследуемой нами группы отмечается недостаточный уровень патриотического воспитания.
Таким образом, предложенная диагностическая методика позволила определить уровень патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, который у большинства детей оказался сформированным на среднем уровне. Можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников патриотические представления сформированы не в полной степени. Эти представления зачастую носят поверхностный, неосознанный и бессистемный характер. Возможными причинами этого является то, что педагоги детского сада и родители не уделяют особого внимания проблеме патриотического воспитания детей. Все это приводит к тому, что у детей не сформированы любовь и уважение к Родине и родному району, гордость за достижения людей, которые в нем живут и работают, дети не знают исторического прошлого, традиций и обычаев своего народа. Эмоциональное отношение к родине не сформировано, слабо проявляется. Дети не проявляют стремления уважать и соблюдать культурные и исторические традиции, обычаи. Это свидетельствует о необходимости целенаправленной деятельности педагогов, направленной на патриотическое воспитание дошкольников.