Шапкина Юлия
Итоговый отчет по самообразованию «Патриотическое воспитание на современном этапе»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый отчет по самообразованию "Патриотическое воспитание на современном этапе"
В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок.
Публикация «Итоговый отчет по самообразованию „Патриотическое воспитание на современном этапе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
За последнее время впоследствии продолжающихся кризисных явлений в социально - экономической, политической, и культурной и т. п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деле воспитания подрастающего поколения, а именно в направлении патриотического воспитания. Поэтому значительная роль в воспитании патриотизма легла на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно - нравственное становление детей.
В настоящее время, в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально - психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к отечеству.
Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются
основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Он напрямую связан с духовностью человека. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязывать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Каждый ребенок должен овладеть нравственно - патриотическими нормами в такой мере, чтобы достойно жить в среде людей.
В настоящее время эта работа особенно актуальна и трудна, требует большого такта, терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Исходя из результатов анкетирования родителей по вопросам патриотического воспитания, в ходе работы,
самообразования, я выяснила, что родители очень мало уделяют внимания этим вопросам. Их интерес даже к ближнему окружению, к материалам краеведческого содержания невысок.
Исходя из этого, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем, она обретает новые характеристики, и, соответственно, новые подходы к её решению. Реализация инновационных подходов к патриотическому воспитанию даёт более наглядный результат.
Изучив и применив в своей работе новые методы, я наметила следующие приоритеты:
- С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет, развивать красоту окружающей природы, желание узнать больше об истории родного края, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим рядом.
- Для сохранения фольклорного наследия в диалоге поколений нужно возвращение и сбережения вековых нравственных ценностей, в первую очередь народного творчества, которое, обеспечивая преемственность в постижении имеющихся материальных богатств, поможет предотвратить деградацию нашего общества.
- Эффективным педагогическим средством являются сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал. Слушание и обсуждение сказки с последующей её драматизации дает детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни.
Вне этнооциальных обстоятельств содержание сказки задает ребенку социально одобряемые нормы отношения и поведения, а так же подтверждает мудрость и объясняет смысл пословиц и поговорок.
- Необходимо культивировать в детской среде устойчивое народное праздничное мировоззрение. По своей сути народные праздники родственны устной словесности :они обязательно предметны и всегда обусловлены региональными традициями.
- Очень важно знакомить детей с произведениями народных мастеров. Они, пленяя душу гармонией и ритмом, способны увлечь национальным искусством.
- большой простор для решения задач патриотического воспитания дает ознакомление с художественной литературой русских авторов и детальное обсуждение произведений.
- В нравственно патриотическом воспитании, особенно на современном этапе огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи (участников ВОВ, труженников тыла, детей войны) необходимо прививать такие понятия, как "долг перед родиной", "любовь к отечеству", "ненависть к врагу",
"трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию того, что наш народ победил врагов потому, что все любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц и площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Необходимо донести до детских умов и сердец мысль о том,что надо быть солдатом,защитником отечества. Как же иначе растить патриотов?
каждый День Победы желательно приводить детей к памятнику погибшим воинам. Конечно, дети еще слишком малы, чтобы понимать трагедию тех лет, но их поражает огромное количество плит с именами погибших солдат. Они сами становятся участниками скорбного ритуала возложения цветов, минуты молчания. Это не может не оставить следа в сердце, в памяти. И это тоже приобщение к истории страны. Не менее важным условием нравственно патриотического воспитания детей, - я считаю, является тесная взаимосвязь
с родителями. Прикосновение истории в своей семье вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль, должно приходить к детям", - эту заповедь А. Макаренко я использую в работе с родителями.
Много лет погружаясь в проблему воспитания патриотизма, последнее время отдаю предпочтение методу проектов.
Во-первых, метод позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей и родителей. Есть возможность не только давать знания детям, но и образовывать их родителей. Ведь проблема нравственно - патриотического воспитания выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков на много лет, успело вырасти целое поколение, которое не считает важным воспитание патриотизма. И представители этого поколения родителей наших нынешних воспитанников. Этим требованиям как нельзя лучше отвечает мини-музей, который создают вместе дети, родители и педагоги.
Музейная педагогика играет огромную роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении а историческому, культурному, природному наследию, способствует воспитанию толерантности. Кроме того, музейная педагогика способствует взаимодействию ДОУ с семьёй и социумом. А значение этого метода и в деле воспитания патриотизма
вообще трудно переоценить. Таким образом применяя современные методы совместно с традиционными, добиваюсь того, что ребенок начинает понимать, что он частица большого коллектива, частица своего народа.
Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, думая, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах и упражнять их в нравственных поступках, тогда у ребят сформируется представление о том, что главным богатством и ценностью
является человек.