Татьяна Кузьмина
Патриотическое воспитание дошкольников в условия ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в условия ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников в воспитании патриотических чувств?
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.
ЦЕЛЬ: Повышение компетентности в изучении темы на современном этапе.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей в детском саду.
3. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
4. Ориентировать семью на патриотическое воспитание детей.
Приступая к работе по данной теме, использовали литературу:
1. Н. Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
2. А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
3. Е. Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) : М., Просвещение, 2007.
5. Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» : М., Просвещение, 2007.
6. Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2007.
7. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) : М., Просвещение, 2007.
Считаем, что существует обострение нравственных проблем в условиях кризисных явлений во всех сферах жизни нашего общества.
Прежде, чем начать работу по теме, были изучены следующие программы и пособия:
- «Мой родной дом», «Маленькие россияне» (авт. Н. А. Арапова-Пискарёва)
- «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» (авт. Е. К. Ривина)
- «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» (авт. Г. Н. Жучкова)
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» (авт. Н. В. Алёшина)
- «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
На нашей группе на начало учебного года провели мониторинг с целью выяснения уровня осведомленности по данной теме воспитанников и родителей.
По результатам данных мониторинга определили задачи (систему) работы на учебный год:
1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
2. Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Повышение уровня самообразования.
Систему работы реализовали через мероприятия:
1. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «День рождения».
2. Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Угадай, чей голосок», «Подари улыбку», «Передай настроение».
3. Тематические игровые занятия
4. Чтение художественных произведений: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», А. Барто «О мальчиках и девочках», Е. Благинина «Вот так мама» и др.
5. Ознакомление с устным народным творчеством :
- чтение русских народных сказок (драматизация, различные виды театров);
- заучивание потешек, пестушек, песенок, приговорок, закличек;
- загадки, пословицы, поговорки;
- народные игры.
6. Беседы:
«Я и моё тело» («Мои глазки», «Мои уши», Мой нос»)
«Опасно – неопасно»
«Полезная и вредная еда»
«Где я живу»
«Как зовут моих родственников»
«Что такое хорошо, и что такое плохо»
7. Экскурсия в краеведческий музей.
8. Посещаем ГМО «Равный среди равных», где ежегодно представляем свой опыт работы на городском уровне и знакомимся с предложенным нам опытом работы коллег.
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.
В группе был пополнен по возрасту детей уголок по патриотическому воспитанию : «Моя Родина – Россия», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.
На основе наглядного материала, бесед, игр знакомили детей с родным городом, начали формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.
Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
осуществили подборку дидактических игр по патриотическому воспитанию : «Военные профессии», «Собери флаг». «Птицы нашего края». В группе проходил проект: «Моя малая Родина». Где итоговым мероприятием было посещение «Краеведческого музея».
В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов используем сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты.
, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали улицу города
Посредством реализации вышеперечисленных мероприятий считаем, что поставленные в начале учебного года задачи выполнены:
Заложен фундамент:
- по воспитанию у ребёнка любви привязанности к семье, близким людям, детскому саду, дому;
- по созданию эмоционально – благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым;
- для проявления сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, а также ко всему живому в природе;
- по созданию предметно – развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Выводы:
• Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
• У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
• Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к родине.
Перспективы на 2017-2018 учебный год:
1. Продолжить работу по теме: «Патриотическое воспитание детей в детском саду».
2. Изучить новинки методической литературы;
3. В работе с родителями
4. включать анкеты, консультации, организации совместных мероприятий.
5. В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.