Наталья Куташева
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2017
Сегодня ведущим принципом воспитания считаю воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции, основной целью которого является укрепление преемственности поколений. На мой взгляд, главное – забота о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Влияние семьи огромно, без нее работа по воспитанию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, за-кладываются жизненные позиции.
Основные задачи патриотического воспитания :
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• развитие интереса к башкирским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;
• знакомство с государственной символикой России и Республики Башкортостан;
• расширение представлений о городах и регионах России и Республики Башкортостан;
• формирование чувства ответственности и гордости за достижения нашей Родины;
• формирование уважения к другим народам и их культуре.
При организации работы по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественная литература, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации. При отборе произведений руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов. Подобный подход способствует не только воспитанию у дошкольника патриотических чувств, становлению у него основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию : выставки рисунков «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Россия», «Башкирия – горжусь тобой»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников; экскурсия по родному селу на «автобусе»; прослушивание песен о родном крае; изготовление альбома «Природа моего края»; беседа о символике России и Республики Башкортостан, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.
Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организую как интеграцию различных видов деятельности. Это встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России и Башкортостана, истории и героического прошлого родного края.
Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.
В процессе своей работы предпочтение отдаю таким технологиям как: технология музейной педагогики; проектная технология. На базе детского сада функционирует мини-музей «Горница». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! Можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей.
Выставка «Русская изба» и «Башкирская юрта» - это постоянно действующие экспозиции. Здесь представлены предметы быта, старинная утварь, мебель. Это самая обширная выставка.
Одной из главных задач, которые ставлю перед собой, является показать детям, чем славен наш родной край. Знакомлю детей с историей, традициями, достопримечательностями.