Ирина Гончарук
Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям
▼ Скачать
(Слайд 2)
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Дмитрий Сергеевич Лихачев
(Слайд 3)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям» размещена в разделах
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Необходимо, чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Приобщение ребёнка к культуре своего народа очень важно, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать культуру своих предков.
(Слайд 4)
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию,
за основу необходимо взять следующие документы:
Конституция Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утверждённой Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» от 5 апреля 2013 г.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
(Слайд 5)
Что мы должны делать по патриотическому воспитанию с дошкольниками? Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
У дошкольника любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого раннего возраста.
Именно поэтому мы должны реализовывать следующие задачи:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о России, ее столице;
знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
(Слайд 6)
Давайте рассмотрим методы патриотического воспитания, с помощью которых мы сможем решить перечисленные задачи.
Организация практического опыта общественного поведения;
метод приучения;
показ действий;
пример взрослых и др. ;
формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок;
беседы;
чтение художественных произведений;
рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций.
(Слайд 7)
Что же включает в себя система работы по патриотическому воспитанию?
Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных направления:
• экологическое;
• историко-краеведческое;
• культурное.
Рассмотрим экологическое направление.
Важным фактором в воспитании патриотизма является природа. Она доступна и понятна ребёнку, так как рано входит в его жизнь. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края (растительность, животный мир) дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое направление включает в себя знакомство со своей малой родиной. У каждого человека есть своя малая Родина. Она неповторима, у неё есть своё историческое прошлое, свои традиции. Наша задача заключается в том, чтобы познакомить детей с историей родного города или посёлка, с его достопримечательностями, памятниками, великими людьми, окружающей действительностью… Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Кроме своей малой Родины дети должны знать также и о своем государстве, о его символах (герб, гимн, флаг, национальностях, проживающих в нём, столицу страны, а также разнообразие городов.
Культурное направление включает в себя знакомство детей с истоками народной культуры, с фольклором, предметами старины, традициями народов. Благодаря этому направлению мы приобщаем ребят к культурному богатству различных народов, помогаем усвоить опыт наших предков, а также знакомим с народными промыслами, костюмами и блюдами различных народов.
(Слайды 8,9)
Какую же работу необходимо проводить с детьми по этим направлениям?
Историко-краеведческое направление
Группа раннего возраста:
Формирование представлений о себе и своего имени
Закрепление имён членов своей семьи
Просмотр семейных фотографий
Первоначальное знакомство с помещениями группы и площадки
Первоначальное представление о сотрудниках детского сада (воспитатель, помощник воспитателя)
Младшая группа
Закрепление знаний своего возраста и пола
Формирование первичных гендерных представлений (мужчины смелые, женщины заботливые)
Знакомство с помещениями детского сада (экскурсии)
Знакомство с некоторыми профессиями
Первоначальные знания о своём городе (посёлке)
Рассматривание фотографий «Мой город» (посёлок)
Средняя группа
Знакомство с государственными символами
Знакомство с культурными ценностями и традициями
Знакомство с некоторыми праздниками
Закреплять знания о своём родном городе
Закрепление знаний о своей семье, быте и традициях семьи
Старшая группа
Закрепления знаний о своём домашнем адресе, названии города, края
Ознакомление с символикой города и края
Ознакомление с достопримечательностями города
Изучение жизни и быта народов края
Закрепление названий профессий своих родителей
Подготовительная группа
Первоначальное ознакомление с истоками традиций
Знакомство с историей своего города (посёлка)
Закрепление герба и флага своего города
Закрепление представления о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Знакомство с произведениями искусства местных поэтов и художников.
Знакомство с элементарными представлениями об охране природы, о заповедниках, заказниках
Культурное направление
Группа раннего возраста:
Первоначальное знакомство с устным на родным творчеством и фольклором (чтение сказок, потешек, стихов, проведение праздников, развлечений)
Знакомство с народными играми
Участие в традициях семьи (поездки, походы, игровые вечера)
Приобщение к труду взрослых (выполнение мелких поручений)
Изготовление подарков для членов своей семьи
Младшая группа
Заучивание потешек, стихов;
Беседы о семье и традициях семьи
Разыгрывание ситуаций о семье и детском саде
Инсценировки народных сказок
Средняя группа
Знакомство с культурными ценностями и традициями
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство с некоторыми традициями народов
Рассказывание о своей семье, семейных праздниках и традициях
Старшая группа
Закрепление названий профессий своих родителей
Ознакомление с некоторыми родами войск
Знакомство с некоторыми промыслами народов родного края, их быте и традициях
Подготовительная группа
Закреплять представления о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде, государственных праздниках
Знакомство с произведениями искусства местных поэтов и художников.
(Слайд 10)
Рассмотрим, какие же программные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников мы должны решить.
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи (группа раннего возраста).
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Знает название родного города (поселка). Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
(Младшая группа)
- Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов семьи. Может рассказывать о своем родном городе, поселке, селе, назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии. (Средняя группа)
-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация – это Россия, что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о Дне Победы. (Старшая группа)
-Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказывать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. (Подготовительная группа)
(Слайд 11)
Вывод: Соприкосновение с историческим прошлым своего народа духовно обогащает ребенка, воспитывает в нём гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре, прививает любовь к природе. А это сегодня очень важно!
(Слайд 12)