Надежда Батурова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад «Солнышко»»
Материалы общего родительского собрания на тему
«Система работы ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников».
Подготовила:
Ст. воспитатель Батурова Н. В.
рп. Усть- Абакан, 2020г
С-1 Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
С-2 Система патриотического воспитания дошкольников в МБДОУ № 3 «Эллюки» складывалась на протяжении 10 лет. Из года в год совершенствуются методы и формы работы с воспитанниками, родителями, укрепляются связи с другими социальными институтами - военным комиссариатом РТ по г. Наб. Челны, ГИБДД, пожарной частью, СОШ № 3, 9, музеем истории города, городской библиотекой. Положительные отзывы родителей, педагогов других ОУ, неоднократное освещение в СМИ (на ТВ, в печати «Серебряный колокольчик») опыта работы ДОУ по данному направлению способствовали разработке в д/саду программы «Воспитание юных патриотов».
С-3 Содержание программы раскрывает несколько направлений работы:
Воспитание чувства Родины у дошкольников, а именно - воспитание любви и привязанности к ближайшему окружению (семье, д/с, воспитание дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Ознакомление с культурой народов РТ (национальные праздники – Масленица, Науруз, праздник Тукая, Сабантуй, Пасха)
Проведение Дней Воинской Славы.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, является организация спортивных и спортивно-музыкальных праздников и развлечений.
С-4,5
1. Воспитание чувства Родины у дошкольников начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Немаловажную роль в приобщении детей к миру взрослых (своих родителей) способствовала разработка и реализация детско-родительских проектов «Где растут булки» (11 гр., «Моя любимая игрушка» (11 гр., «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Мой любимый детский сад», «За здоровьем в детсад» (9 гр., «Неболейка» (8 гр.). Духовному единению детей и родителей способствует ежегодное проведение спортивной «Здравиады» («Остров чудес») и концерта, посвящённых Дню Матери, совместное участие в выставках поделок, рисунков, конкурсах, круглые столы с последующим чаепитием, «Весёлые старты» между подг. гр. ДОУ и 1 кл. СОШ № 9.
С-6 Одним из ярких и любимых праздников детей и сотрудников ДОУ является «Праздник-безобразник» - спортивное мероприятие между детьми и сотрудниками д/с, посвящённое Дню дошкольного работника.
С-7
2. Приобщение к общественной жизни страны:
Мероприятия с детьми:
• «День Республики»,
• Международный день родного языка»
• «День защиты детей», конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей».
• «Широка страна моя родная», посвящённое Дню независимости России.
С-8
3. Ознакомление с культурой народов РТ.
40% образовательной Программы ДОУ отражает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс:
- Внедрение УМК по обучению детей двум государственным языкам (Рус. и тат.).
- наличие в ДОУ групп на тат. языке обучения (4);
-наличие в группах национальных уголков. Подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. (папки по народам Поволжья).
- проведение интегрированной НОД по изучению тат. (русского) языка 3 раза в неделю (2 - по подгруппам, 1 – фронтально).
- создание в ДОУ мини-музея для более углублённого изучения татарской культуры (предметы быта, утвари, украшения, нац. одежда).
Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов Поволжья осуществляется в процессе ежедневной совместной деятельности взрослых и детей. Огромный вклад в развитие национального образования в ДОУ внесли воспитатели тат. языка Габдрахманова С. Р. и Хуснутдинова А. С.
С-9,10, 11 Мероприятия с детьми:
• «Смбел»
• Масленица, Науруз
• праздник Г. Тукая
• Сабантуй
• День здоровья «Русская банька»
• Конкурс «Татар малае, татар-кызы» (1 место - 2014 г.)
• конкурс рисунков, чтецов, посвящённых творчеству Г. Тукая.
• Фольклорный русский праздник «Капустник» (4 гр).
• День татарского (русского) языка.
• «Радужное многоцветие» (по республикам Поволжья)
• Цикл развлечений с участием детей татарских групп для педагогов ДОУ города.
С-12
4. Особое место в программе отводится направлению военно – патриотического воспитания дошкольников, которое включает в себя подготовку и проведение Дней Воинской Славы.
Предварительная работа педагогов с детьми включает в себя:
Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин на военную тематику.
Чтение художественной литературы, разучивание и прослушивание песен военных лет.
Тематические занятия в группах воспитателями и узкими специалистами.
Просмотр мультфильмов «Мальчиш-Кибальчиш», «Сказка о старом маяке».
Выступление воспитанников в доме-интернате для престарелых людей «Йолдыз».
Оформление информационно-методических, игровых уголков в группах по военно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Обучение детей на занятиях по ФИЗО строевым упражнениям под военные марши.
С-13 Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Аты-баты шли солдаты» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.
С-14 Одним из полюбившихся детям и педагогам мероприятий военной тематики, и как результат, ставший традиционным, является военно-спортивная игра «Зарничка» (в 2014 г. посвящены Олимпиаде в Сочи). Проводится между подготовительными и старшими группами (с участием родителей) с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях («Порази танк», «Разведчики» и др.) совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.
С-16 «Смотр песни и строя», посвящённый Дню Защитника Отечества проводится в виде конкурса среди старших и подготовительных групп. Критерии конкурса – чёткое выполнение строевых упражнений и команд, сдача рапорта командирами отрядов, отдельно оценивается исполнение девиза, песни, единство формы и строгая дисциплина в отряде. Старания детей оценивает компетентное жюри – представители военкомата.
С-17 Результат - 1 место по району, 2014 г.
С-18 Итогом комплексной работы по военно - патриотическому воспитанию является проведение парада, посвящённого Дню Победы, для детей старших и подготовительных групп, который проходит на территории ДОУ. Приглашаются ветераны ВОВ, ТВ и родители. В ходе подготовки к проведению Дня воинской славы решаются задачи – формирование эмоционально ценностного отношения к героическому прошлому города, страны, расширение представлений детей о жизни людей в военные годы, воспитание любви и уважения к старшему поколению, чувства долга и личной ответственности за будущее Родины. Данное мероприятие никого не оставляет равнодушным – ни детей, ни взрослых. Силами детей организуется небольшое поздравление приглашённых ветеранов с последующим вручением цветов. После парада организуется «Солдатская каша» с выездом «полевой кухни».
С-19 Проведение подобных мероприятий невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Именно родители являются нашими активными помощниками и участниками Дней воинской славы.
Работа с родителями заключается в:
Оформлении холла ДОУ, приёмных в группах.
Совместном с родителями и детьми изготовление фотоальбомов, стенгазет, плакатов о военном прошлом города, страны.
Помощь педагогам в сборе информации о жизни в военные годы прадедушек и прабабушек наших воспитанников, которая затем оформляется в альбомы, папки в виде рефератов, фотовыставки о службе пап в армии.
Привлечение к организации экскурсий к Вечному огню, в музей Боевой Славы при СОШ № 3.
Участие родителей в организации и проведении праздников
благотворительная ярмарка.
С-20 В нашем ДОУ практикуется такая форма работы с родителями, как организация благотворительной ярмарки. В качестве товара выставляются детские рисунки, открытки, поделки из солёного теста, картона, кусочков ткани, сшитые игрушки, игольницы, салфетки, мелкие сувениры и мн. др. Всё это изготавливается родителями, педагогами в совместной деятельности с детьми. Вырученные деньги перечисляются через сбербанк в фонд ветеранов.
С-21 В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.