Бугаёва Лариса Михайловна
Патриотическое воспитание детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание детей в ДОУ.
На этот раз, уважаемые коллеги, я хочу побеседовать с вами о воспитании патриотизма в детском саду. Что эта тема очень важна, не нужно никому и говорить, вот только подходов и методов решения данной проблемы великое множество. Я хочу поделиться своим видением этого процесса.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Ни для кого не секрет, что мир стремительно меняется, высокие технологии захватили всё мыслимое и немыслимое пространство, дети чуть ли не с пелёнок держат в руках гаджеты, черпают нужную и вредную информацию из интернета, одним нажатием кнопки могут послушать любые песни и современную музыку. А, выходя из дома, видят непонятные «импортные» названия магазинов, кафе, торговых центров. Да и блюда русской кухни давно вытеснены заморскими пирожными, пиццами и гамбургерами. Речь наша полна непонятных для детей слов, которыми мы изобилуем в своём лексиконе. Поэтому, именно теперь особенно важно и нужно заложить тот стержень нравственности и духовности в наше подрастающее поколение.
В пору моего детства всё было ясно и понятно - страна шла по идеологическому, социалистическому пути, вся информация строго дозировалась и проверялась на соответствие «ленинскому» пути, мы маршировали под песни об октябре, славили партию и её вождей, всё работало на патриотизм советского человека. СССР исчез, теперь нет тех лозунгов, нет чёткого понимания, к каким ценностям и идеалам нам идти и вести наших ребят? А вновь появившиеся праздники, такие,как День Народного Единства и др. очень непросто объяснить малышам в детском саду. Поэтому, мне кажется, очень важно сосредоточиться на особенностях русской национальной культуры, на её традициях, обычаях, народных праздниках. Ведь отсюда и идёт наша русская идентичность, наша непохожесть на другие национальности и народы. Ведь если малыш будет с ранних лет любить и уважать свою историю, знать своё происхождение, гордиться своим народом и его самобытностью, это ли не есть патриотизм? А нам – музыкантам дано самое мощное оружие -народная музыка, одно из величайших наследий русского народа. В ней есть всё, и красота родного края, и широта русской души, и любовь матери к детям, да наверное легче перечислить то, чего там нет! Русская песня – это такой кладезь народной мудрости, доброты и великодушия, что по смысловой нагрузке мало, что с ней сравниться. Не зря русская песня жила и живёт в веках, передаётся из поколения в поколение. И будет жить вечно.
Немаловажную роль в развитии патриотизма дошкольника является приобщение его к игре на русских народных инструментах. Поэтапное знакомство с ними надо вводить с самого раннего возраста, уже в средней группе детей можно познакомит с ложками, жалейками, трещётками, а в более старшем возрасте – с гуслями, балалайками, домрами, аккордеоном и баяном, хорошо бы и с гармошкой. Не секрет, что во многих дошкольных учреждениях уже и живой музыки в исполнении фортепиано и не услышишь, а только одни фонограммы и компьютерные нарезки. А потом мы удивляемся, почему дети смеются, увидев баян или услышав балалайку. Да потому что с экранов телевизоров и из компьютеров громыхает синтетическая музыка, без души, без эмоций, да ещё и в огромном децибелловом диапазоне.
Я ни в коей мере не призываю отказаться от фонограмм, от высоких технологий, я не призываю откатиться в средневековье, но давайте помнить о своих корнях, я не думаю,что где-нибудь в Дании или Австралии есть кафе с русским названием или праздник Петра и Февронии празднуют в Америке,как мы празднуем День Святого Валентина.
Ведь очень хорошо, что в нашей программе много народных праздников, а музыкальные занятия основываются на русских народных распевках, хороводах, театрализациях, инсценировании сказок. Да и в каждом утреннике есть персонажи русских народных сказок, былин и баллад. Ещё бы хотелось пожелать и школам продолжать нашу традицию патриотического воспитания на основе русской народной культуры.