юлия костюченко
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
И поэтому совместно с родителями поставили перед собой задачу как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Наша задача – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т. д.
Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
В нашей группе ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников.
Педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т. д. Наиболее эффективна работа по ознакомлению с малой родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Изучение родных мест я начала со знакомства детей с дошкольным учреждением, его местонахождением. Целевой прогулки в библиотеку. Беседы на тему «Профессии родителей», «Я и моя семья» и другие проведенные мной, дают представление детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к людям.
Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах деятельности : занятиях, играх, труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Достигнуть поставленных задач можно посредством тематического планирования, так как оно способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут
Планируем работу блоками, что считаем наиболее целесообразным, причём темы повторяются, проводимые ранее (начиная с младшей группы, но изменяем их содержание, объем познавательного материала, его сложность и длительность изучения темы. Отдельные темы приурочиваем к различным событиям, знаменательным датам и праздникам.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное патриотическое воспитание детей, – организация предметно-развивающей среды. В группе создан уголок по патриотическому воспитанию детей, имеется методическая литература по нравственно-патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, природой родного края, подборка альбомов с образцами народного художественного творчества.
Для нравственно-патриотического и всестороннего развития детей созданы все условия : игровые зоны для сюжетно-ролевых игр, разнообразный дидактический материал; создан экологический уголок, богатый разнообразный обучающий материал, наглядный материал. Имеются дидактические игры, созданные своими руками. Оформляются стенды «Семья – это счастье», «Папы – наши защитники». «Защитники Отечества», «Моя мама самая лучшая».
А также мини-уголки с разнообразным информационным, игровым материалом о родном крае, его достопримечательностях, о народных традициях, народные игры и дидактические игры для детей.
В книжных уголках дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного села, города, края, страны. Периодически материалы дополняются.
Используются в работе с детьми дидактические игры по нравственному воспитанию. С детьми проводятся беседы «Мы гордимся своими земляками», «Они подарили нам жизнь», «Наши защитники» в ходе которых детей знакомят с героями Великой Отечественной войны, защитниками нашей Родины в настоящие дни. Детям дается представление о родах войск российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике и т. д., что позволяет пополнить и расширить словарный запас дошкольников.
Чтобы помочь детям понять, что такое семья, родные и близкие люди, родственные отношения, социальные роли в семье, нам необходима была помощь родителей. Это заставило нас задуматься над тем, как побудить родителей рассказать детям о себе и других членах семей.
Я предложила родителям вместе с детьми собрать фотографии и изготовить «Семейный альбом». При рассматривании фотографий детьми они рассказывали о своих близких. В ходе бесед дети довольно быстро осваивают представление о своей социальной роли в семье. И на вопрос «Кто ты в семье?» отвечают правильно: «Для мамы – сын, для бабушки – внук, для сестры – брат». Дети с удовольствием делают своими руками открытки, поздравления, подарки своим родным и близким; учат стихи и песни к праздничным датам, участвуют в праздничных викторинах. Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям и традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями и детьми часто проводятся праздники «Рождественские посиделки», «Масленица», и т. д. Родители не только принимают участие в праздниках, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах.
На спортивных мероприятиях дети показывают не только свои музыкальные возможности, но и силу, выносливость, спортивный азарт и сплоченность. А родители доказывают свою заботу, любовь, внимание к своим детям. Получаются очень интересные, веселые спортивные совместные мероприятия с папами.
Во время экскурсии к памятнику погибшим воинам в преддверии праздника с детьми возлагаем цветы. Собираем информацию о дедушках, прадедушках, о родственниках детей, которые приняли участие в ВОВ. Проводим торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы в ВОВ.
Интересно проходят экологические праздники ко Дню Земли, Дню птиц, Дню космонавтики, и т. д.
С детьми наблюдали за изменениями, происходящими на нашей улице, беседовали с детьми, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.
Во время прогулок обращала внимание детей, что в городе много больших домов, где живут люди, есть и другие постройки, есть скамеечки, чтобы можно было отдохнуть, в городе много клумб с цветами. Весной наблюдали вместе с детьми за обрезкой деревьев.
Свои наблюдения дети отражали в аппликациях, конструировании: строили дома (большие и маленькие, дорогу. Все это закреплялось во время игр со строительным материалом.
Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование, аппликация). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
В результате проведенной работы я могу сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Работа по нравственно – патриотическому воспитанию должна проводиться регулярно и в системе.