Лариса Герасимова
Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Герасимова Л. Р.,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО ЦДТ «Надежда», г. Салехард
Е-mail : ladydans2015@yandex.ru
Gerasimova L.R.,
additional education teacher,
MAU DO CDT «Nadezhda», Salekhard
Е-mail : ladydans2015@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
В статье представлен эффективный опыт работы педагога дополнительного образования по повышению воспитательного потенциала
Публикация «Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства в условиях дополнительного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
учебного занятия по изобразительной деятельности.
ANNOTATION
The article presents the effective experience of the teacher of additional education to increase the educational potential educational lesson on visual activity.
Ключевые слова: дополнительная общеразвивающая программа, воспитательный потенциал занятий по изобразительному искусству, тематическое рисование.
Key words : additional general developmental program, educational potential of classes in fine arts, thematic drawing.
Одним из приоритетных направлений развития системы российского образования на современном этапе стало усиление воспитательного компонента. На законодательном уровне определен целевой вектор в воспитании детей – формирование патриотизма, гражданственности, духовности, социальной активности [1].
Мировоззрение личности формируется не только через знания, но и через эмоции и чувства. Искусство является важным компонентом приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Оно вводит детей в мир красоты, мир природы, мир людей, делает богаче человеческую душу. Поэтому на предметы искусства (изобразительная деятельность, музыка, декоративно-прикладное творчество) возлагается особая воспитывающая миссия : «Обучая – воспитываем».
В разработанной мною дополнительной общеразвивающей программе «Веселая палитра» для детей младшего школьного возраста предусмотрена интеграция различных видов изобразительного искусства : нетрадиционное рисование, рисование с натуры, декоративное рисование с элементами декоративно-прикладного творчества, тематическое рисование.
Большой воспитательный и развивающий потенциал заложен в учебных занятиях тематического рисования. Рисовать на темы, значит, создавать рисунок на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая свое эмоциональное состояние.
Занятия тематического рисования тесно взаимосвязаны с декоративным рисованием, художественным конструированием. Но особенно большое значение имеет интеграция с такими предметами как история, литература, музыка, краеведение [2].
В тематическом рисовании очень важен подготовительный этап - изучение содержания темы. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы подобрать такие темы, содержание которых будет способствовать формированию у детей правильных ориентиров и ценностей: гражданских, нравственных, эстетических, духовных и др.
Раскрытию тем помогает использование на занятиях музыкальных произведений, отрывков из кинофильмов и литературных источников, проведение онлайн экскурсий по музейным экспозициям, знакомство с семейными традициями обучающихся и др.
Реализации поставленных задач на занятиях тематического рисования способствует использование следующих образовательных технологий :
проблемное обучение;
технология проектной деятельности;
цифровые образовательные технологии.
Гражданско-патриотическое воспитание заложено в содержании занятий, посвященных историческим событиям и праздничным датам: День Победы, День рождения округа, День воссоединения Крыма с Россией и др.
Главной целью занятий тематического рисования, которые были проведены мною в год подготовки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, стало пробуждение патриотических чувств детей. Война - многолика. Это мужество на фронте отдельных героев, армии. Это стойкость народа в тылу. Это голод детей, это слезы, это любовь. Одна большая тема войны содержит множество подтем, которые подсказали детям замысел будущих рисунков.
На воспитание патриотизма и толерантности направлен блок занятий программы, посвященный родному краю - «Мой Ямал».
Знакомство обучающихся с национальными традициями, орнаментом, фольклором коренных народов, населяющих Ямал, поэтическим творчеством ямальских поэтов Л. Лапцуя, Р. Ругина вылилось в серию творческих работ обучающихся, посвященных 90-летию со дня образования Ямало-Ненецкого автономного округа: «Праздничное настроение оленяшки», «Богатство Ямала», «Река Обь», «Суровая красота Севера», «Маленький рыбак» и др.
Изобразительное искусство служит благодатной почвой для воспитания духовности, формирования основ семейных ценностей. В ходе тематических занятий, приуроченных ко Дню матери, Дню пожилого человека, христианским праздникам «Рождество», «Пасха» я пытаюсь донести до детей непреложную истину о том, что семья является одной из самых важных ценностей человеческой жизни. Результатом таких занятий становятся многочисленные детские композиции: «Семья - это счастье», «Мамина колыбельная песенка», «Портрет папы», «Светлый семейный праздник», «Семья и дом – как свет и хлеб». И каждый новый рисунок удивителен в своих деталях, настолько точен и внимателен взор ребенка. Калейдоскоп рисунков детей помогает нам, взрослым, по-новому взглянуть на наших близких и родных, задуматься о ценности семейного счастья.
В программе «Веселая палитра» заложены темы о природе, пейзаже, о животном мире. Основная идея таких занятий – это воспитание любви к природе. Природа, как самый лучший художник, воспитывает подлинно художественный вкус, и я стараюсь научить детей всматриваться в окружающий природный мир, любоваться им, беречь и ценить его уникальность.
Основным «строительным материалом» для структуры личности (по определению психолога С. Рубинштейна) являются психические процессы, чувственные состояния, которые пробуждаются в ходе всех видов деятельности и поведения личности [3].
Занятия тематического рисования дают по существу неограниченные возможности для воспитания, активно формируют мировоззрение детей, их ценностные ориентации.
Эффективность системы занятий тематического рисования подтверждается многочисленными победами обучающихся объединения «Веселая палитра» в конкурсных мероприятиях по изобразительной деятельности разного уровня, активным участием их в выставочной деятельности. Все больше детей творческого объединения проникаются идеями волонтерства и стремятся участвовать в добровольческих акциях учреждения: «Мы рядом», приуроченная ко Дню пожилого человека, «Юбилейная почта», приуроченная к юбилею округа, «Добрый новогодний подарок» для пациентов и сотрудников онкологического отделения, «Посылка солдату», «Креативный город» и др.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. 15.03. 2021: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/
2. Тематическое рисование и его специфика [сайт Инфопедия]. 15.03. 2021: https://infopedia.su/18xb432.html
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2010. – 713 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).