Кристина Емашова
Патриотическое воспитание детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема патриотического воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из самых важных задач. Работа по патриотическому воспитанию должна начинаться в младшем дошкольном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Публикация «Патриотическое воспитание детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм в гражданско-нравственном направлении.
Чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо вводить систему патриотического воспитания, как целостный процесс, заложенный в основу учебно–воспитательной работы в Доу, однако нравственные качества не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Систематическая работа с детьми с ОВЗ по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому и принципам толерантности, как к многонациональному государству.
В процессе обучения детей с ОВЗ создаются условия для полноценной реализации их способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей, формирования личности и самосознания, таким образом, принцип обучения направлен на структуризацию личностного роста, с учетом патриотической составляющей в образовательном процессе.
Ключевая идея педагогической деятельности направлена на формирование активной гражданской позиции дошкольника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.
Ступенями развития гражданственности школьников можно считать:
1. воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;
2. воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи;
3. воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью дошкольного коллектива;
4. воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
5. воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
С этой целью в план педагогической работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма невозможно создать сильную державу, а так же привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Содержание патриотического воспитания в Доу.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности дошкольника. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Формирование культурных эмоций, профилактика и коррекция недостатков эмоциональной сферы остается актуальной проблемой, которая должна по праву рассматриваться в качестве наиболее важной, приоритетной задачи воспитания. И если говорить о воспитании детей, очень важное чувство – это чувство любви к родине. На нем основано психическое здоровье нации и оно заложено во всяком нормальном человеке.
Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
1. чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос человек;
2. уважительное отношение к языку своего народа;
3. заботу об интересах Родины;
4. осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
5. проявление гражданских чувств;
6. гордость за своё Отечество, за символы государства;
7. ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
8. уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
9. гуманизм, толерантность, милосердие и общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
В общей системе патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами Доу. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания дошкольников.
Список литературы:
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23.
Черкасова П. А. Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ. Молодой ученый №2 (106) январь-2 2016г.