Наталья Постных
Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания дошкольников в современных условиях. Актуальной проблемой общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Ощущать себя патриотом это сложное чувство, которое возникает еще в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладывается фундамент ценностного отношения к окружающему миру, к родной стране. В современном обществе появляется необходимость вернуться к традициям нашего народа и его вековым обычаям и к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, патриотическое воспитания, дошкольное образование, патриот, любовь к Родине.
Патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм является одной из значимых черт всесторонне развитой личности. С самого раннего возраста необходимо воспитывать и закладывать чувство гордости за свою Родину, историю, культуру, природу и ценности своего народа. Воспитание начинается с основ – с семьи, семейных ценностей, с чувства любви и гордости за свой город, улицу на которой живешь и людям, которые окружают. Содержание нравственного воспитания отражено в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Традиционные блоки нравственного воспитания дошкольников : коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие. Программа придает особое значение развитию личностных характеристик ребенка, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.
Одна из главных задач дошкольного образования это правильное моделирование патриотических чувств у подрастающего поколения. Основным направлением патриотического воспитания считается формирование сферы деятельности, которая создает условия для эмоционального сближения детей, для возникновения общих социальных чувств и эмоций при взаимодействии с другими гражданами страны.
В соответствии с ФГОС перед педагогами встает задача построения первичных представлении об Отечестве, о культурных ценностях и идеалах народа, о его традициях и обычаях.
Современные дети недостаточно осведомлены о истории родного города, об традициях народа. Именно поэтому главная задача дошкольного образования – привить детям любовь к родному краю, сформировать у них чувства гордости за свою страну, воспитать уважение к родному дому и краю, а также развить интерес ребенка к жизни общества и государства. Необходимо воспитывать у ребенка понимание духовной ценности простых вещей, например, ценность национальных костюмов, картин отечественных художников, национальной домашней утвари.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В первую очередь, это отношение к семье. Большое значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит эмоциональное восприятие детей.
Огромную роль в приобщении ребенка к родным истокам играют сказки народа. Они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Предметно-пространственная среда дошкольного образования играет свою значимую роль в развитии и приобщении нравственно-патриотических чувств. Правильное оформление патриотических уголков с изображениями родной земли, книгами о родном крае, символикой государства, национальными куклами создаст почву для формирования и развития патриотических чувств детей.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Так же важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д.
Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200 с.
2. Нравственное воспитание детей в детском саду : сб. статей / Под ред. Волович, В. А. – М. : Мозаика Синтез, 2011. – 237 с.
3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации. / Сост. Т. Цветкова. — М. : Сфера, 2016. — 96 с.