Живаева Елена Николаевна
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека- гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без которой невозможно полноценное становление человека-патриота. Патриотическое воспитание направленно на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота-гражданина Родины и способной выполнять гражданские обязанности. Первые чувства гражданственности и патриотизма, доступны ли они дошкольникам? Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она – любовь к Родине? Задача педагогов пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать гражданином общества.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Патриотическому воспитанию в детском саду сейчас уделяется достаточно внимания и эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов.
Согласно календарно-тематическому планированию для детей с нарушениями речи проводятся логопедические занятия, где дети осваивают и закрепляют лексические темы, среди которых есть темы, направленные на патриотическое воспитание.
Тема: «Блокада Ленинграда» эта тема очень важна для всех людей, поэтому мы уделяем этой теме особое внимание. Эту тему проходим с детьми подготовительной группы. Детям необходимо рассказывать на понятном языке, доступном их возрасту, что происходило в этом городе во время Блокады, как мужественно, достойно и самоотверженно вели себя люди. Необходимо доносить идею об ужасных последствиях фашизма, национализма и любой другой идеологии насилия над человеком, о превосходстве одних над другими. Воспитывать гордость от того, что мы живём в стране-победительнице, в которой есть такие города-герои, которые выдержали все тяготы войны и не сдался врагу! А также благодарность всем тем людям, которые трудились на благо нашей Победы в тылу!
Также смотрим с детьми презентации, коротенькие фильмы по этой теме, читаем рассказы, дети рисуют, раскрашивают, делают аппликации.
В теме «Мамин день. Семья» - формируется представление о родственных отношениях в семье. О любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому, к единственной маме, подарившей жизнь.
Тема «Космос» - у детей формируется уважение к покорителям космоса, чувство гордости за своё Отечество, т. к. первым полетел в космос Советский космонавт- Юрий Гагарин. У детей возникает желание быть такими же смелыми, сильными, выносливыми, исследовать новое. С детьми можно «виртуально» посетить Планетарий- просмотр видео экскурсии.
Тема «Защитники Отечества» помогает формировать у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа, демонстрация мощи страны в военной технике и оружии, которые модернизируются. Воспитываем чувство уважения и благодарности к людям защищающих Родину, за их мужество и отвагу.
И конечно же особое внимание уделяется теме - главного праздника для нашей страны «День Победы». Очень важно сформировать у детей уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом. Вызвать у детей глубокую благодарность к ветеранам войны. Эта ниточка, которая связывает в нашей стране поколение за поколением. Это особенно важно в это непростое время, когда стараются переписать историю и очернить подвиги нашего народа. Нужно быть особенно внимательным к тому, какого характера информация доходит до наших детей Необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначально достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка. Здесь мы организовывали выставку медалей, орденов, военной атрибутики- фляжки, планшет, каска, телефон, вещ. мешок и всё это было основано на семейных воспоминаниях и связано с походом в музей.
Речь является важным средством в познании окружающего мира. На логопедических занятиях работаем над системой развития речи на материале в том числе перечисленных выше тем. Развиваем речь в следующих направлениях:
• правильное звукопроизношение;
• лексико-грамматический строй речи;
• развитие фонематического анализа и синтеза;
• обогащение словарного запаса детей;
• развитие связной речи.
Развитие правильного звукопроизношения.
В данном направлении по вышеуказанным темам подбираются специальные задания и упражнения (чистоговорки, пословицы, речевые и пальчиковые игры). Например:
АША-АША-АША — Россия — родина наша; ЕЧЬ-ЕЧЬ-ЕЧЬ- Родину будим беречь; ТРУ-ТРУ-ТРУ — защитим страну и т. д.
На занятиях решаются речевые задачи – автоматизация звукопроизношения, развитие памяти и внимания, мелкой моторики руки.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Используются логопедические игры, например
«Посчитай медали, правильно согласовывая слова»,- согласование числительных с существительными;
«Назови ласково»- звезда-звёздочка, солдат-солдатик- отработка уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных.
Словообразование: граница- пограничник, кавалерия- кавалерист и т. д.
Преобразование прилагательных от существительных: слово- солдат (каша -солдатская. (какая) ремень- солдатский (какой, сапоги — солдатские (какие)
Глаголы (действие предмета) летчик — летает; солдат — защищает, пограничник — охраняет.
Развитие фонематического анализа и синтеза
«Отгадай, какое слово прячется?», «Расшифруй слово»- подбор слов к звуковым схемам слов и мн. Другое.
Обогащение словарного запаса детей.
Подбираем слова -синонимы (Родина — отечество, Отчизна); Защитник отечества (солдат, воин, боец); Расширяем словарный запас: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, город-герой и т. д.
Развитие связной речи.
Работая над развитием связной речи, мы закрепляем с детьми новые слова. Строим с ними фразы и предложения. Учимся составлять рассказы по сюжетной картинке, по мнемотаблице. Например, составляем рассказ по картинке «Ветераны», с наводящими вопросами, делаем вывод. Закрепляем понятие пословицы «Мир — строит, война — разрушает».
Таким образом на своих занятиях узкие специалисты ДОУ создают условия, которые способствуют правильному формированию нравственно- патриотических чувств ребенка дошкольного возраста.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Наши дети должны продолжать славную историю России. Сегодня мы готовим их к этому!