РИММА РЕИМБАЕВА
Консультация «Патриотическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Реимбаева Римма Матьякубовна
Должность :
Музыкальный руководитель.
Место работы:
МКДОУ д/с №2 Кировский район МО с. Эльхотово
Стаж работы :25 лет. Работа в ДОУ 4г.
Образование : Ташаузское училище Искусств (Туркменистан).
2015 г.
с. Эльхотово,РСО –Алания.
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения
___
Публикация «Консультация „Патриотическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от профиля, является патриотическое воспитание детей.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.
В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ.
Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов:
Национальной доктрине образования Российской Федерации,
Концепции модернизации Российского образования на период до 2010г., государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.». Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Указанные документы характеризуют социальный запрос к организации целостной системы воспитания будущего гражданина страны. Формирование человека как члена гражданского общества сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Данный отрезок жизни – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей среди которых живёт ребёнок. Эти первые эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному краю, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Важно донести до детей мысль : спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину. Не случайно многие выдающиеся педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития ребёнка национальных особенностей.
Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В. А. Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истоками красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектива детских садов в работе патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и его участие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей и близких.
Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду. Конечно, педагоги могут познакомить с флагом, гербом, могут научить слушать гимн, сходить на экскурсию к памятным местам, рассмотреть фотографии, картины. Но если воспитатель даёт домашнее задание, чтобы родители с ребёнком встали пораньше, вместе с солнышком, послушали гимн, посетили памятные места, взяли ребёнка на выборы, то впечатления у малыша будут совершенно другими.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач патриотического воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребёнка, в игре – навыки коллективизма, процессе трудовой деятельности – уважение к людям, трудолюбие и бережливость, так же организованность и чувство ответственности и долга. Организуя праздники героико-патриотические тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. На таких занятиях, праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами. Поют военные песни. На таких занятиях,праздниках ит. д. ребёнок приобретёт опыт познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи. Это позволяет реализовать такие принципы как:
• непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• субъект – субъективных отношений на основе диалога со взрослым;
• активности
• интегративности;
• открытости
Я подготовила музыкальное занятие с применением ИКТ «Песни военных лет» направленный на решение вопросов патриотического воспитания.
Конспект тематического музыкального занятия с применением ИКТ «Песни военных лет» для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Развивать способность эмоционально воспринимать музыку. Познакомить детей с песнями военных лет. Использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о войне, армии, победе. Развивать чувство любви к Родине, чувство гордости за нее.
Цели:
- познакомить детей с песнями военных лет : «Священная война», «Эх, дороги», «Пора в путь-дорогу», «Три танкиста», «В землянке», «Синий платочек», «День Победы»;
- разъяснить детям, как с помощью средств музыкальной выразительности достигается то или иное настроение, выражаются патриотические чувства;
- закрепить знания детей о ВОВ и том, кто такие пехотинцы. Пробудить интерес к истории Отечества;
- формировать у детей умение самостоятельно высказываться о характере музыки;
Ход занятия.
Звучит песня "Прощание славянки", дети торжественным маршем входят в зал.
Муз. руководитель - Много праздников мы отмечаем,
Все танцуем, играем, поем.
И красавицу осень встречаем,
И нарядную елочку ждем.
Но есть праздник один – самый главный.
И его нам приносит весна.
День победы – торжественный, славный,
Отмечает его вся страна.
СЛАЙД 2
- Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы знаем и помним имя победителя — народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной войне.
Люди разных профессий помогали солдатам воевать. Рабочие делали танки и пушки, пекари пекли хлеб, портные шили одежду. А еще солдатам на фронте помогала песня. Кто сочиняет музыку? (Композитор). В песне кроме музыки есть ещё слова. Кто пишет стихи? (Поэт).
Во время войны композиторы сочинили много песен, которые делили вместе с воинами их горести и радости, подбадривали их веселой и озорной шуткой, грустили вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песни помогали переносить голод и холод во имя Победы. Песни военных лет помогли народу выстоять и победить. Композитор А. Александров и поэт В. Лебедев- Кумач написали песню “Священная война”. Священная – значит, что все люди должны бороться с врагом, кто как может. Песня вначале звучит тихо, а потом всё громче и громче, потому что на борьбу с врагом поднимается постепенно вся страна. Послушаем?
СЛАЙД Звучит 1-й куплет песни «Священная война»
муз. А. Александров, сл. В. Лебедев-Кумач)
Муз. руководитель - Ребята! Песню поёт один человек или много? (Много). Когда поёт много человек, как это называется? (Хор). Расскажите, о чём поётся в этой песне? Хотелось ли вам веселиться и танцевать? А какие движения вам хотелось делать? (Маршировать). Давайте маршировать! (Маршируют, звучит “Священная война”).
Муз. руководитель - На защиту Родины под эту песню – призыв встал весь народ от мала до велика. На фронте нужны разные солдаты: лётчики, танкисты, артиллеристы. Ещё есть самый главный солдат. Он несёт автомат за плечами, умеет ползать и много ходит в тяжёлых сапогах. Послушайте мою загадку.
Много у него наград.
За плечами автомат.
Самый быстрый, самый ловкий и
Выносливый солдат. (Пехотинец) .
СЛАЙД
Сколько дорог пришлось пройти солдату, не пересчитать. Сядет под берёзку и поё т потихоньку: “Эх, дороги…» Кажется, кто-то поёт. (Фонограмма) .
Ребята! Песня была весёлая или грустная? (Грустная, задушевная). Эту песню написал композитор А. Новиков, стихи написал поэт Л. Ошанин. Давайте споём её все вместе. Я буду играть на фортепиано и петь, а вы мне подпевайте на слог «ля».
Прошли годы, война осталась далеко позади… Но песни военных лет звучат и сегодня, трогая наши сердца. Они не постарели, и сегодня в строю. Сколько их. прекрасных и незабываемых. И у каждой своя история, своя судьба.
СЛАЙД
Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
СЛАЙД Звучит песня «В землянке».
Муз. руководитель – Во время войны было написано много песен. Но и старые песни, которые были написаны до войны о родном доме и русской природе, звучали как напоминание о мирной жизни, ради которой солдаты воевали и жертвовали свей жизнью. Эти песни эти помогали воевать. Они стали символом и того, что мирное время вернется.
Такой песней стала песня «Синий платочек».
Девочки исполняют танец с платочками под песню «Синий платочек»
муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов
Муз. руководитель - По-новому зазвучала и всеми любимая «Катюша», которая была написана за несколько лет до Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой.
СЛАЙД
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково назвал новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоре были сложены песни.
СЛАЙД звучит песня «Катюша»
муз. М. И. Блантер, сл. М. В. Исаковский
Муз. руководитель - С новой силой зазвучала песня «Три танкиста» в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов.
Ребенок - Расскажи-ка, песенка-подруга,
Как дерутся с черною ордой
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.
Ребенок - И не раз врагу придется туго
Там, где водят танк геройский свой,
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.
СЛАЙД
Звучит песня «Три танкиста» муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкин
Муз. руководитель - В боях Великой Отечественной войны были задействованы силы всех родов войск, о храбрости которых до сей поры ходят легенды. На водных просторах сражались наши моряки. Враги стремились захватить морские порты, но ничто не могло сломить дух наших славных воинов, а в часы затишья бойцы танцевали и пели врагам на зло. Тогда и родился знаменитый матросский танец "Яблочко".
Ребенок - Над кораблями реет наше знамя,
А за кормой - лазурная волна.
Мы подрастем и станем моряками,
Защитой станем мы тебе, страна.
Мальчики исполняют танец "Яблочко"
Вы знаете уже много военных песен. Назовём их. (Дети перечисляют названия песен). А теперь вы будете их угадывать. Шагом марш! (Идут строевым шагом).
Игра “Флажки”
Ведущий показывает детям флажки трёх цветов. Зелёный – пехота и песня “Эх, дороги”; красный – танкисты и песня “Три танкиста”; голубой – лётчики и песня “Пора в путь дорогу».
Ход игры. Ведущий поднимает флажки. Если зелёный, то дети, взяв друг друга за плечи, слега покачиваются под музыку, стоя в кругу. Если красный, то дети, руками делают “моторчик” под музыку, маршируя. Если голубой, то дети, идут змейкой, за направляющим под музыку, изображая руками самолёт.
СЛАЙД
Муз. руководитель - Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.
Все вместе поют песню «День Победы».
Муз. руководитель – Ребята, к какому музыкальному жанру относится песня? (Марш). Давайте вспомним, какая музыка у марша? (Бодрая, энергичная). Эту песню поют в День Победы 9 мая. Мы выучим её, чтобы спеть в праздник вместе со всеми россиянами. (Разучивание припева песни) .
СЛАЙД 11
Ребенок - День Победы – это праздник,
Это вечером салют,
Много флагов на параде.
Люди радостно поют.
Муз. руководитель – Спасибо, ребята, за то, что вы так внимательно меня слушали и за ваше активное участие в занятии. До свидания!
Литература:
1. Зенькович Н. “Мальчишки в пилотках”. 1986 г.
2. Митяев А. “Книга будущих командиров”. 1988 г.
3. М. Ю. Картушина. День победы. Сценарии праздников для ДОУ и начальной школы. – Издательство «Сфера», 2005.